Главная
<< назад
  • Царь-пастух

История создания

«Царь-пастух» / «Король-пастух» (итал.  Il re pastore) — серенада (опера) В. А. Моцарта в двух действиях (К. 208), либретто П. Метастазио. Премьера: Зальцбург, 23 апреля 1775 года.

1775 год, Моцарту девятнадцать. Суровый зальцбургский архиепископ Коллоредо, его работодатель, закрывает придворный театр: слишком дорогое удовольствие. Опер больше не будет! – для Моцарта это сильный удар. И вдруг подвернулся удачный случай: по дороге из Вены в Италию в Зальцбурге должен остановиться младший сын австрийской императрицы Марии Терезии, эрцгерцог Максимилиан Франц, ровесник Моцарта. По случаю визита молодого эрцгерцога Моцарт срочно принимается за оперу «Царь-пастух» на текст прославленного поэта Метастазио (1751). Оригинальное либретто предполагает три акта; Моцарт взял за основу сокращенную версию, которую позаимствовал у итальянского композитора Гульельми: его «Царь-пастух» шел в Мюнхене годом ранее, а именно в баварской столице Моцарт готовил постановку своей предыдущей оперы «Мнимая садовница». Моцарт писал в сжатые сроки: на создание партитуры у него было меньше двух месяцев. 

«Царь-пастух» – это опера-серенада. Такая опера представляет собой нечто среднее между кантатой и оперой; ее отличают скромность инсценировки, компактная форма и идиллический пасторальный сюжет. Серенады часто исполнялись в вечернее время (sera по-итальянски означает «вечер») и посвящались какому-либо событию. Существовала давняя традиция исполнения серенад на открытом воздухе, но «Царь-пастух» прозвучал во дворце князя-архиепископа. Его премьера состоялась 23 апреля 1775 года.