Главная
<< назад
  • Мнимая садовница

История создания

Мнимая садовница, (итал. La finta giardiniera) — комическая опера (итал. opera buffa) в трёх актах В. А. Моцарта. Авторство либретто достоверно не определено; есть версия, что либретто написано А. Кольтеллини по пьесе Раньеро де Кальцабиджи или Джузеппе Петроселлини[en].

«Вива, маэстро!» – восторженно кричала публика на премьере «Мнимой садовницы» 13 января 1775 года в мюнхенском театре Сан Сальватор. Эта трехактная «веселая драма» сочинена композитором, едва достигшим совершеннолетия, но уже достигшим поразительного мастерства. «Мнимая садовница» написана по заказу мюнхенского курфюрста для празднования карнавала; либретто в таких случаях выбирал заказчик. На этот раз Моцарту было предложено типичное для оперы-буффа либретто с интригами, сюрпризами, переодеваниями и недоразумениями. Текст приписывается итальянскому стихотворцу Джузеппе Петроселлини. Но «Мнимая садовница» – не только комедия. Многое в ней – от так называемой «серьезной оперы», оперы-сериа. Музыка Моцарта превращает схематичных персонажей в живые человеческие характеры, и каждый из его героев вызывает сочувствие, поскольку находится в поиске любви. Здесь нет отрицательных героев, есть понятные человеческие слабости. Путь к сердцу «второй половины» труден, запутан и иногда заводит в темноту и тупик, но в конце концов три юные пары обретают свое счастье: аристократы – свое, простолюдины – свое, и даже немолодого любвеобильного холостяка Моцарт оставляет не в дураках, а в том статусе, который сегодня так и обозначают – «в поиске».

Эта комическая опера молодого Моцарта предвосхищает во многом (и особенно в «сцене ночи» из 2 д.) «Свадьбу Фигаро». Надо отметить также, что здесь ярко проявилась присущая композитору многоплановость. В опере, наряду с комическими сценами, присутствует лирика и даже драматизм (сцена «мнимого сумасшествия» графа и Виоланты). В творчестве позднего Моцарта («Дон Жуан») такое расширение жанровых границ станет доминирующим.