Главная
<< назад
  • Севильский цирюльник

Действующие лица:
Бартоло, доктор медицины, опекун Розины 
Берта, его домоправительница
Розина, его воспитанница 
Базилио, ее учитель музыки 
Фигаро, цирюльник 
Граф Альмавива 
Фиорелло, его слуга 
Нотариус, Солдат, Музыканты

Время действия: XVII век. 
Место действия: Севилья. 

I действие 

 

Первая сцена. Ночь в испанском городе Севилья. Влюбленный граф Альмавива в окружении музыкантов поет серенаду у балкона прекрасной Розины. Вельможа скрывает свой дворянский титул под костюмом простого бакалавра, чтобы завоевать чистую, бескорыстную любовь юной девушки. Старания графа бесполезны, поскольку Розина находится под строгим контролем своего опекуна, доктора Бартоло. Старик невероятно жаден, и держит свою несчастную воспитанницу в заключении, чтобы впоследствии жениться на ней и получить немалое приданое.

Внезапно к графу подходит его давний знакомый, весельчак Фигаро.  Граф, обещая награду, привлекает Фигаро к себе на помощь, чтобы устроить свою женитьбу на Розине, и они начинают разрабатывать план действий. Но их обсуждение прерывает вышедший из дома доктор Бартоло. Он бормочет о том, что сам сегодня же намеревается жениться на Розине. Это слышат граф и Фигаро.

Теперь оба заговорщика решают действовать быстро. Пользуясь отсутствием Бартоло, Альмавива вновь заводит серенаду и на сей раз представляет себя как Линдоро. Розина отвечает ему благосклонно с балкона и вдруг быстро удаляется, услышав чьи-то шаги у себя в апартаментах.

Изобретательный Фигаро тут же придумывает, как поступить: Альмавива должен сыграть роль пьяного солдата, назначенного на постой к Бартоло. Фигаро, будучи цирюльником и опытным врачом, вхож в дом ревнивого Бартоло. Затейнику предстоит отвлекать прислугу.

 

Вторая сцена.  Дом Бартоло. Фигаро рассказывает Розине историю о бежном юноше и влюбленная Розина пишет любовное послание этому таинственному юноше Линдору. Дон Базилио, учитель музыки, сообщает Бартоло о страстных чувствах Альмавивы к его воспитаннице. Узнав от Бартоло неприятную новость, и увидев, что она передала письмо, престарелый ловелас запирает девушку в комнате.

Появляется Альмавива в образе пьяного солдата. Бартоло отказывается принять незнакомца на постой, вследствие чего разгорается ссора в которую оказываются вовлечены и Базилио, и Фигаро, и служанка Берта.  Услышав громкие крики, в дом заходит офицер с намерением арестовать буйного наглеца. Однако, услышав от графа его имя, офицер уходит.

 

II действие 

 

Первая сцена. Граф снова появляется в доме доктора, теперь изображая учителя музыки, заменяющего якобы больного Базилио. Во время урока Розина исполняет арию под названием «Тщетная предосторожность». (Долгие годы бытовала традиция исполнения вставной арии — так, Полина Виардо в 1843 году исполняла в этом месте романсы Глинки, некоторые исполняли даже романс А. Алябьева, «Соловей»). Бартоло же, осуждая современную музыкальную моду, в ответ исполняет более старомодную ариетту «Когда сидишь со мною». Приходит Фигаро с бритвенными принадлежностями, настаивая на бритье доктора. Пока Бартоло ослеплён мыльной пеной, Альмавива и Розина готовятся к вечернему побегу.

Внезапно появляется Базилио, находящийся в добром здравии. Пытаясь убедить доктора, что тот всё же болен, присутствующие исполняют квинтет «Доброй ночи» («Buona notte»), который завершается тем, что граф тайно вручает Базилио кошелёк и выпроваживает его. Доктор сыт по горло этой неразберихой и прогоняет всех посетителей. Картина завершается арией Берты («Старичок решил жениться») в которой звучит насмешка над великовозрастными браками и в то же время она признаётся в своей любви к Бартоло.

Вторая сцена. Второй этаж дома Бартоло. Влюбленный граф, замотанный в плащ, в сопровождении Фигаро попадает в дом через окно по приставной лестнице. Они готовы к побгу. Но сначала надо уговорить Розину и доказать, что граф Альмавива и влюбленный Линдор - одно и то же лицо. Розина согласна, но выясняется, что лестницы нет!  Доктор предусмотрел такой ход событий и убрал лестницу, по которой друзья забрались к его воспитаннице, отправляясь за юристом, чтобы немедленно обручиться с ней.

В доме Бартоло появляются Базилио и нотариус. Граф подкупает обоих, чтобы заключить брак с девушкой до прихода доктора. Бракосочетание состоялось. Возвращается разъяренный Бартоло вместе с караулом. Увидев брачный договор, старик смиряется со своей участью. Альмавива сообщает об отказе от приданого своей молодой супруги и под торжественные мотивы арии примирения спектакль завершается.