Главная
<< назад
  • Севильский цирюльник

История создания

«Севильский цирюльник» (итал. Il Barbiere di Siviglia) — опера итальянского композитора Джоаккино Россини в двух действиях. Оперное либретто за авторством Чезаре Стербини создано на основе одноимённой комедии французского драматурга Пьера Бомарше, написанной в 1773 году.

Изначальным авторским названием оперы было «Альмавива, или Тщетная предосторожность» (итал. «Almaviva, ossia l’inutile precauzione»), поскольку сюжет пьесы Бомарше к этому времени уже положил начало ряду опер, чьими авторами являлись Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (1797) и другие. В частности, опера под названием «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» была написана Джованни Паизиелло, и к 1816 году она продолжительное время пользовалась успехом в Италии. Россини же, взяв на себя обязательство создать новую оперу для карнавала в римском театре «Аржентино», испытывал трудности с сюжетом, поскольку все предлагаемые им либретто отклоняла цензура. Молодой композитор обратился к Паизиелло, и тот дал своё согласие на использование сюжета «Севильского цирюльника», пребывая в полной уверенности относительно провала детища Россини.  Основанием для Россини переименовать оперу было то, что «Севильский цирюльник», положенный на музыку Джованни Паизиелло, был популярен на оперной сцене еще за тридцать лет до россиниевской оперы, - и Россини отнюдь не желал причинять огорчение уважаемому и вспыльчивому автору более ста опер, которому было тогда семьдесят пять лет.

Музыка была положена на новое либретто Чезаре Стербини. Ввиду нехватки времени Россини использовал материалы других своих музыкальных сочинений, закончив работу очень быстро: сочинение музыки и инструментовка, по разным источникам, заняли от 13 до 20 дней. Премьера оперы состоялась в Риме, на сцене Театро Арджентина 20 февраля 1816 года в оформлении художника Тозелли. Представление провалилось, будучи сорвано клакёрами или почитателями Паизиелло.  С самого начала они были намерены сорвать постановку, по ходу действия громко смеялись, кричали, а в завершение выпустили на сцену кота. Россини был шокирован. Он покинул театр и отправился в гостиницу, где заперся в номере и никого не пускал в апартаменты. Следующие исполнения оперы на той же неделе  увенчалось триумфом. Публика аплодировала и требовала автора на сцену. Однако обиженный и оскорблённый Россини так и не появился перед слушателями, несмотря на просьбы, уговоры и мольбы импресарио.   Что касается Паизиелло, то он умер спустя три с половиной месяца и не узнал, что творение Россини совершенно затмило его собственное.

Увертюра к опере не является оригинальной, то есть той, которая была в ней с самого начала. Первая партитура из набора испанских мелодий  странным образом пропала вскоре после первого исполнения оперы. Тогда Россини, известный своей леностью, взял какую-то старую увертюру, которую он написал еще за семь лет до того для забытой теперь оперы "L'Equivoco stravagante" ("Странный случай"). Оказалось, что ее живые, легкие мелодии "Севильскому цирюльнику" подходят как нельзя лучше.

 

А то, что произошло позже с персонажами "Севильского цирюльника", можно узнать, обратившись к опере Моцарта "Свадьба Фигаро", основанной на продолжении "Севильского цирюльника" того же Бомарше.