Главная
<< назад
  • Синьор Брускино, или Случайный сын

История создания

«Синьора Брускино» Россини создал в 1813 г. Несмотря на молодость, он был уже автором нескольких опер. Чтобы завоевать себе «место под солнцем» в музыкальном мире, приходилось работать в очень напряженном темпе. Другой проблемой молодого композитора была необходимость работать с любыми либретто, зачастую не самыми лучшими и даже откровенно нелепыми. Именно таким было либретто, предложенное ему в данном случае. К счастью, Россини умел создавать прекрасную музыку даже на посредственные либретто, и благодаря этому публика не замечала несообразностей сюжета.

Условия для работы над оперой оказались не лучшими – погода выдалось холодная, а денег на дрова у молодого композитора не хватало, единственный выход – писать партитуру, не вылезая из-под одеяла. И, конечно, выполняя заказ, Россини вынужден был работать очень быстро – настолько, что в процессе написания оперы иногда возникали абсурдные ситуации. Однажды, закончив дуэт, он случайно уронил нотный листок, который улетел под кровать – и вместо того, чтобы найти его там, композитор… написал новый дуэт. Правда, потерянный листок потом нашел его друг, но новый вариант тоже не пропал даром – эту мелодию Россини использовал в трио. Когда Россини еще работал над операми для «Сан-Моизе», он подписал контракт с театром «Фениче», самым крупным в Венеции. Договоренность о написании серьезной оперы для этого театра возникла еще в Милане, сразу после триумфа «Пробного камня». И теперь это намерение обрело реальное воплощение. Импресарио «Сан-Моизе» Чера очень разгневался тем, что молодой композитор, не закончив работать для его театра, берется за другие заказы. Такое вмешательство в его жизнь, а сочинение музыки и было жизнью Джоаккино, конечно, возмутило Россини. Но все-таки к январю «Синьор Брускино» был готов.

Несмотря на все трудности, опера была завершена в срок, и в конце января 1813 г. в Венеции состоялась премьера. Успеха она не принесла – слишком уж много нового было в опере. Когда началась премьера, все звучало как-то непривычно. И действительно, Джоаккино отошел в построении мелодических фраз от тех обычаев XVIII века, в которых сформировались вкусы его современников. В мелодике Россини уже суммируются романтические интонации, которые потом разовьются у его последователей. Взять хотя бы арию Флорвиля «Ах, ты поддержи меня, любовь». Сколько в ней трепетного чувства! В этой опере проявляется пристрастие молодого композитора и к солирующим инструментам. Такова роль английского рожка в арии Софии «Ах, дарованный дорогой супруг». Впрочем, не во всех театральных оркестрах были эти инструменты, поэтому Россини сделал вариант партитуры с кларнетом. Новшества вызвали полное фиаско. Однако молодой маэстро не был смущен подобным приемом своего детища. Его смелый и веселый характер помогал всегда быть выше всяких препятствий; а лучшим оружием против врагов у Джоаккино оказывалась острая шутка.

«Синьор Брускино» закрывает начальный период творческой деятельности Россини и начинает период творческой зрелости. Некоторые черты этой оперы, обогащенные и раскрывшиеся, впоследствии повторятся и обретут новую жизнь. Это произведение явилось прямым предшественником знаменитых опер «Итальянка в Алжире», «Севильский цирюльник» и «Золушка».