Главная
<< назад
  • Фальстаф

История создания

«Фальстаф» (итал. Falstaff) — последняя, двадцать шестая опера Джузеппе Верди в 3 действиях, 6 картинах, на либретто Арриго Бойто по пьесам Шекспира «Генрих IV» и «Виндзорские насмешницы». Опера охарактеризована самим Верди, как лирическая комедия. Премьера состоялась 9 февраля 1893 года в театре «Ла Скала» в Милане под управлением Эдоардо Маскерони.

После написания оперы "Отелло" Джузеппе Верди решил, что заврешил свой творческий путь. Однако, едва отгремели овации, которыми публика Лa Скала встретила премьеру "Отелло", Его друг либреттист Арриго Бойто стал уговаривать маэстро заняться новой оперой, тоже по Шекспиру, только на этот раз — комической. И когда Бойто принес готовое либретто «Фальстафа» — Верди сдался. Шекспира он ставил выше всех драматургов.  Две оперы — «Макбет» и «Отелло» -— созданы им по пьесам великого драматурга, много сил отдал он работе над «Королем Лиром» — хотя так и не пришлось ему написать эту оперу. Но все это трагедии. И вот — шекспировская комедия, талантливо переработанная в либретто. Верди увидел перед собой живое воплощение своей давнишней сокровенной мечты. «Вот уже сорок лет, как мне хочется написать комическую оперу, и пятьдесят лет, как я знаю «Веселых виндзорских кумушек»; однако... обычные «но», которые находятся повсюду, всегда препятствовали приведению в исполнение этого моего желания. Теперь Бойто устранил все «но» и написал для меня лирическую комедию не похожую ни на какую другую. Я развлекаюсь тем, что пишу на нее музыку без каких бы то ни было намерений, не зная даже, закончу ли я ее... Повторяю: я развлекаюсь...» (письмо к другу и биографу Дж. Мональди от 3 декабря 1890 года). 

Тем не менее, Верди всех убеждал в том, что новая опера не предназначена для сцены, и он не собирается ее ставить и вообще неизвестно, закончит ли. Возраст тому виной или композитор не был уверен, справится ли он с задачей. В его памяти еще были живы воспоминания о крайне холодном приеме одной из его первых опер - "Король на час", комической, однако написанной в очень трудное для него время, когда умерли двое его детей, а за ними и жена. И даже спустя столько лет он с тревого относился к работе в жанре комической оперы.

Вчерне опера была закончена к 1 января 1891 года, а окончательно готова летом 1892 года. 9 февраля 1893 года в миланском театре Ла Скала состоялась премьера.

Из журнала «Артист» за февраль 1893 года: «Первое представление «Фальстафа» имело хapактер грандиозного народного празднества, в котором участвовала вся образованная Италия...  Ничего подобного, говорят, еще не бывало в столетней истории Scala... После первой картины успех оперы был уже обеспечен, свежесть музыки и оригинальная прелесть в концепции и звуковой обрисовке характеров обаятельно подействовали... Успех спектакля быстро возрастал к концу акта... После первого действия все поднялись со своих мест и начали громко и единодушно вызывать маэстро Верди. Было такое ликование, как это и у пылких итальянцев редко можно видеть и слышать!» Далее сообщается об успехе второго и третьего актов, о криках «Vivo Verdi!», о многочисленных  вызовах Верди и Бойто и о том, что в час ночи газеты выпустили специальные брошюры с описанием этого необычного спектакля. Восьмидесятилетний Верди создал произведение, в котором юношеский темперамент и кипучая жизнерадостность сочетаются с глубокой мудростью, в котором его немеркнущее дарование, отточенное огромным опытом и совершенным мастерством, проявилось с новой силой и в новом жанре. И сегодня это изумительное произведение радует и увлекает нас не меньше, чем пылких соврменников великого маэстро