Главная
<< назад
  • Альзира

История создания

"Альзира" (итал. Alzira) — опера Джузеппе Верди в двух действиях с прологом, написанная на либретто Сальваторе Каммарано, по мотивам одноименной пьесы Вольтера.
Премьера состоялась 12 августа 1845 года, в неаполитанском театре Сан-Карло. Отзывы об опере различались, и после премьеры в том же составе прошло лишь четыре представления.
Работу над «Альзирой» Верди начал еще в мае 1844 года, одновременно работой над оперой «Двое Фоскари». Но из-за обязательства, данного Мерелли, вынужден был прекратить ее и писать «Жанну д'Арк». Выполнив условия договора, композитор смог снова вернуться к «Альзире».

Опера создавалась для неаполитанского театра «Сан Карло», в качестве либреттиста Верди был предложен Сальваторе Каммарано — талантливый поэт, сотрудник многих известных композиторов, в числе которых Доницетти и Меркаданте. На его текст написана знаменитая «Лючия да Ламмермур». Итогом творческого союза Верди и Каммарано стали оперы «Альзира», «Битва при Леньяно», «Луиза Миллер», а гениальный «Трубадур» обойдет сцены всех известнейших театров мира. Дальнейшую совместную работу прервала смерть поэта в июле 1852 года.

Верди уважал и высоко ценил Каммарано. Верди получил от Каммарано краткое изложение сюжета, предмет которого был не тот, о котором он думал. Но он, доверяя главному либреттисту Италии, в письме от 23 февраля 1845 года выражает уверенность, что «трагедия Вольтера станет отличной мелодрамой», а также надежду, что либреттист «вложит в либретто подлинную страсть», а он, Верди, напишет соответствующую музыку. Вероятно, что в более ранней переписке Каммарано прислал несколько образцов стихов из либретто, так как в письме от 23 февраля Верди просит прислать ещё: «Я убедительно прошу вас прислать мне как можно скорее стихи. Мне незачем просить вас писать лаконично, вы лучше меня знаете театр». 

Каммарано не обманул ожиданий Верди. Поэт действительно отлично знал театр. Текст получился очень лаконичным, эффектные сцены естественно переходили одна в другую, действие развивалось динамично. 

В отличие от романтических драм, которые заканчиваются трагически, гибелью влюбленных, "Альзира" — единственная опера с благополучной развязкой. 
Некоторые сюжетные мотивы нашли свое развитие в последующих операх. Альзира, чтобы спасти Заморо, соглашается стать женой Гусмана — ситуация будет вновь повторена в «Трубадуре». Кровавая развязка и прощение ее виновника (умирающий Гусман прощает своего убийцу) предвосхищает финал «Бала-маскарада».
"Альзира" — едва ли ни первая опера Верди, где общественно-политические события имеют декоративный характер и не играют важной роли. Религиозное и политическое содержимое пьесы Вольтера было сведено к минимуму, и противостояние разных вероисповеданий, цивилизаций и миров было сведено к варианту вечного треугольника Доминирующее значение отводится лирическому началу. Каммарано старался не загружать действие побочными драматургическими линиями. Основной конфликт заложен в соперничестве Заморо и Гусмана, влюбленных в красавицу Альзиру. Все остальные события — следствие этого конфликта.

Однако общая реакция на оперу в Неаполе не была позитивна, ещё хуже «Альзиру» восприняли после постановки в Риме в ноябре 1845 года, отзывы о постановке в Ла Скала в 1846 году были настолько отрицательны, что из всех опер Верди такое отношение было только к провалившейся в 1840 году опере «Король на час». Опера была поставлена ещё раз на весеннем карнавале 1847 года в Ферраре, после чего покинула театральный репертуар до постановок, в основном концертных, в XX веке.