Главная
<< назад
  • Жанна д'Арк

История создания

Жа́нна д’Арк (итал. Giovanna d'Arco) — опера Джузеппе Верди в трёх действиях с прологом, премьера которой состоялась 15 февраля 1845 года в театре Ла Скала, Милан. В основе либретто, написанного Темистокле Солера, лежит драма Орлеанская дева Фридриха Шиллера и события из жизни Жанны д’Арк.

К сезону 1845 года Верди, по договору с Мерелли, должен был написать оперу для театра «Ла Скала». Новый сюжет, увлекший композитора, был найден в героической драме Ф. Шиллера «Орлеанская дева». Великий немецкий писатель занимает первое место по количеству сюжетов, выбранных Верди в качестве основы для оперных либретто. По его драмам композитор создал четыре произведения — «Жанну д'Арк», «Разбойников», «Луизу Миллер» (по «Коварству и любви») и «Дона Карлоса».

Темистокле Солера, отталкиваясь только от Шиллера, но кардинально изменив характеры, создал типичную мелодраму в духе требований итальянской оперной сцены того времени с привнесением любовной интриги между главной героиней и французским королем (Солера внес в него тему любви Жанны д'Арк к французскому королю — героиня в финале умирает в его объятиях) . Но зато, оставив всего троих персонажей (и двух вспомогательных), он предложил Верди очень компактное и вполне динамичное с точки зрения сквозного развития действия четырехактное либретто (пролог плюс три основных акта), хотя с точки зрения логичности, обоснованности и выстроенности драматургии вопросов к этому либретто, конечно же, заведомо много.

По воле обстоятельств над своей «Жанной д’Арк» («Giovanna d’Arco») композитор работал в страшной спешке. Едва 3 ноября 1844 года в римском театре «Арджентина» состоялась премьера его «Двоих Фоскари», как уже 15 февраля 1845 года в карнавальный миланский сезон «Жанна д’Арк» впервые прозвучала на сцене театра «Ла Скала».
Характеры действующих лиц получились поверхностными и односторонними. Жанна, за чью душу борются и ангелы, и демоны, искушающие девушку, после колебаний все же готова исполнить возложенную нее миссию. Пока она удерживается от соблазнов - силы не покидают ее и девушка достойно выполняет свой долг. Первое же испытание - любовь Карла отнимает ее могущество. Она не в силах противостоять обвинениям и в глазах народа из символа свободы превращается в ведьму. Искупить свой грех она может только смертью (как и в «Ломбардцах», здесь важен мотив искупления).

Патриотичный характер оперы «Жанна д'Арк» продолжает линию «Вильгельма Теля» Россини и подводит к созданию еще трех опер, развивающих эту героическую тематику - «Атиллы», «Битвы при Леньяно» и «Сицилийской вечерни», в которых в полной мере будут реализованы стремления композитора отразить актуальные национальные проблемы.

Опера не стала репертуарной. Позднее она была поставлена с новым либретто: по требованию цензуры было устранено все, что напоминало об освободительной борьбе, и действие пришлось перенести в античную Грецию. Однако ни эти переделки, ни новое название «Ориетта из Лесбоса» (1847г.) так и не принесли успеха.