Главная
<< назад
  • Эрнани

История создания

«Эрна́ни» (итал. Ernani) — опера Джузеппе Верди в жанре drama lirico в четырёх актах на итальянское либретто Франческо Мария Пьяве, основанное на трагедии «Эрнани, или Испанская честь» Виктора Гюго. Премьера состоялась 9 марта 1844 года в театре Ла Фениче в Венеции.

После ошеломляющего успеха опер «Навуходоносор» и «Ломбардцы», прославивших Верди по всей Италии, композитор стал получать множество заказов от различных оперных театров. Венецианский театр Ла Фениче даже предоставил выбор сюжета на усмотрение композитора, лишь рекомендовав либреттиста Франческо Пиаве (который впоследствии на долгие годы вошел в круг близких друзей композитора). Итак, перебрав несколько сюжетов, Верди остановился на драме Виктора Гюго Эрнани. Партитуру этой четырехактной оперы Верди написал с необычайным вдохновением всего за несколько месяцев. 

В отличие от многих современников, Верди не считал, что функции композитора заключаются в сочинении музыки к готовым стихам. Впервые в истории итальянской оперы он принимает активное участие в творческом процессе создания оперы на всех ее стадиях, начиная с либретто и заканчивая работой над постановкой, включающей в себя занятия с певцами, режиссерскую работу, рекомендации художникам-декораторам и еще многое другое, что отражено в его переписке с друзьями и соратниками, певцами и импресарио, издателями и дирижерами.

Пиаве улавливал малейшие желания Верди. «Так хочет маэстро, и этого мне довольно», — любил повторять поэт. В союзе с Пиаве Верди впоследствии были созданы оперы «Двое Фоскари», «Макбет», «Корсар», «Стиффелио», «Риголетто», «Травиата», «Арольдо» (переработка оперы «Стиффелио»), «Симон Бокканегра», «Сила судьбы».

Верди сам пишет сценарий, расставляет драматургические акценты. «Невозможно, или почти невозможно, — говорит он, - чтобы кто-нибудь посторонний угадал, что я ищу». Пиаве остается написать только стихи. В зависимости от того, как Верди видит драму в целом, он составляет сценический план и распределяет наиболее важные с его точки зрения моменты. Этим объясняются изменения, вносимые композитором при составлении либретто и возможные отличия содержания оперы от первоисточника. 

Премьера состояла в театре «Ла Фениче» 9 марта 1844 года. Как и следовало ожидать, оперу ожидал огромный успех. Итальянцам пришлись по душе сюжет оперы и её идейное содержание: благородный облик Эрнани напоминал итальянцам о патриотах, изгнанных из страны. В хоре заговорщиков слышались нотки призывов к борьбе за освобождение родины. Сюжет и музыка оперы будоражили патриотические чувства слушателей, представления «Эрнани» превращались в яркие политические демонстрации — итальянцы горячо воспринимали строки из сцены заговора в III акте: «Лишь презренья достойны народы, в чьей груди нет к Отчизне любви»...

Впоследствии «Эрнани» стала первой оперой, целиком записанной на граммофонную пластинку (в 1904 г.).