Главная
Название Год Режиссер Краткое описание Тип
Истории по нотам. Вагнер

Серии:
1 2 3 4
2016
В.Сторожук
Фильмы из цикла "Истории по нотам" о великих композитора Валерия Сторожука.  Валерий Сторожук - исследователь зарубежной музыки. В фокусе его интересов — история...

Фильмы из цикла "Истории по нотам" о великих композитора Валерия Сторожука. 

Валерий Сторожук - исследователь зарубежной музыки. В фокусе его интересов — история европейской музыкальной культуры от средневековья до наших дней. Валерий Константинович преподавал историю музыки в Новосибирской консерватории и Новосибирском государственном университете, оба вуза он в свое время закончил. После окончания аспирантуры в Московской консерватории защитил кандидатскую диссертацию по творчеству И. С. Баха. Живет в Вюрцбурге, владеет уникальной коллекцией аудиозаписей.

1. Вагнер. Начало   Предельный эгоист и эгоцентрист. В теоретических рассуждениях он был крайне субъективен, вплоть до подтасовки фактов. Те, кто осмеливался ему возразить, сразу становились его врагами. Свои концепции искусства он считал непогрешимыми; если материал не желал втиснуться в эти концепции — тем хуже для материала. В общем, на уровне характера, отношений с людьми и эстетических воззрений к нему сложно испытывать симпатию. Вот только мы думаем, что композитора такого масштаба, как Рихард Вагнер, не следует сводить к его поведению, письменным или устным высказываниям. Потому что мировоззрение художника проявляется, в первую очередь, через его творчество.

2. Вагнер. «Лоэнгрин»   Для оперы «Лоэнгрин» Вагнер сам составил либретто. Он объединил в нем две легенды: о рыцарях , охраняющих священный кубок Грааль, и о рыцаре, который появляется вслед за белым лебедем и защищает несправедливо обиженных.

3. Опера «Валькирия» и оперная реформа Вагнера.   Вагнеру всегда было мало только писать музыку, заниматься постановками опер и дирижировать. Он хочет ниспровергать. Композитор выпустил несколько брошюр, где сформулировал положения, которые впоследствии стали называть оперной реформой Вагнера. Главный тезис: опера должна раз и навсегда отказаться от развлекательности и стать «музыкальной драмой».  

4. Вагнер. «Тристан и Изольда»   Вагнер влюбился в Матильду Везендонк, жену своего гостеприимного почитателя, богатого предпринимателя Отто Везендонка. Матильда ответила ему взаимностью, и Вагнер убеждает Везендонка, что у того нет никаких прав на свою жену. Везендонки отказывают Вагнеру от дома. Матильда скоро получит от него письмо со словами: «Созданием «Тристана и Изольды» я обязан Вам, до глубины души, во веки веков».

Подробнее Скрыть
Вагнер Рихард
2013
Ю.Маврина
Немецкий композитор Рихард Вагнер совершил настоящий переворот в оперном жанре. Он практически в одиночку создал целое направление - музыкальную драму. Его считают основоположником мистического...

Немецкий композитор Рихард Вагнер совершил настоящий переворот в оперном жанре. Он практически в одиночку создал целое направление - музыкальную драму. Его считают основоположником мистического символизма в музыке. И еще - человеком, вернувшим немцам национальную идею. Творческое наследие Вагнера и сегодня вызывает массу споров, а в Израиле его музыка находится под негласным запретом… Дело в том, что композитор был последовательным антисемитом. Пройдет полвека после его смерти, и Вагнера назовут "придворным маэстро" Третьего рейха. Нацизм присвоит себе не только взгляды великого композитора, но и его музыку. 

Подробнее Скрыть
Партитуры не горят . Вагнер

Серии:
1 2 3 4
2014
А.Варгафтик
Цикл передач, в которых рассказ о жизни и творчестве композиторов ведется без традиционных штампов. Это попытка взглянуть на музыканта глазами его друзей, недоброжелателей и глазами современного...

Цикл передач, в которых рассказ о жизни и творчестве композиторов ведется без традиционных штампов. Это попытка взглянуть на музыканта глазами его друзей, недоброжелателей и глазами современного человека. Телезритель может сам составить мнение о композиторе, побывав в местах, где он жил, услышав его музыку.

1. Опера "Нюрнбергские мейстерзингеры"

2. Опера "Парсифаль"   Торжественная сценическая мистерия в 3 действиях. Либретто по одноименной средне-верхне-немецкой эпической поэме Вольфрама фон Эшенбаха написано самим композитором. Первое представление состоялось 26 июля 1882 года в Байройте.

3. Опера "Лоэнгрин"   Эта опера, завершившая Дрезденский период творчества Вагнера, занимает в нем особое место: здесь осуществились или наметились почти все принципы вагнеровской реформы. При составлении либретто «Лоэнгрина» композитор использовал различные варианты средневековых легенд о благородном Рыцаре Лебедя, происхождение которого окутано тайной (в некоторых легендах называется имя Лоэнгрина – от «Лоэран Грин», т.е. Грин Лотарингский), о святом царстве Грааля и его правите­ле Парсифале. Стремясь усилить историческую конкретность, Вагнер вводит в оперу реальное историческое лицо – германского короля Генриха Птицелова, мотивы междоусобных распрей в раздробленной Германии X века, картины рыцарских поединков. Отражена также борьба христианства и язычества в этот исторический период. Однако главным для Вагнера была вовсе не идеализация средневековой Германии, а воплощение идеи одиночества художника в современном обществе, о чем он рассказал в своей литературной работе «Обращение к друзьям». Как вол­шебный рыцарь, сошедший на землю, чтобы творить добро, вынужден вернуться в свое волшебное царство, так и современный художник не находит понимания у публики. Несомненно, такая мысль была эмоциональной реакцией на неудачу с постановкой «Тангейзера» – в судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел сходство со своею собственной судьбой.

4-5. Опера "Тристан и Изольда"   — самая своеобразная из вагнеровских опер. В ней мало внешнего действия, сценического движения — все внимание сосредоточено на переживаниях двух героев, на показе оттенков их мучительной, трагической страсти. Музыка, полная чувственного томления, течет безостановочным потоком, не расчленяясь на отдельные эпизоды. Чрезвычайно велика психологическая роль оркестра: для раскрытия душевных переживаний героев он не менее важен, чем вокальная партия.  Настроение всей оперы определяется оркестровым вступлением; здесь непрерывно сменяют друг друга краткие мотивы, то скорбные, то восторженные, всегда напряженные, страстные, нигде не дающие успокоения. Вступление незамкнутое и непосредственно переходит в музыку первого акта.

 

Подробнее Скрыть
Лоэнрин Вильгельма Рихарда Вагнера
2014
"Опера на все времена"
Передача из цикла "Опера на все времена".  "Лоэнгрин" - романтическая опера Рихарда Вагнера в трех действиях, на собственное либретто. Премьера оперы Вагнера состоялась...

Передача из цикла "Опера на все времена".  "Лоэнгрин" - романтическая опера Рихарда Вагнера в трех действиях, на собственное либретто. Премьера оперы Вагнера состоялась в Веймарском оперном театре 28 августа 1850 года.

Подробнее Скрыть
Вагнер
2003
А. Мейер
Фильм о жизни и творчестве одного из величайших немецких композиторов Рихарда Вагнера Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер (нем. Wilhelm Richard Wagner, обычно без первого имени — просто Рихард Вагнер;...

Фильм о жизни и творчестве одного из величайших немецких композиторов Рихарда Вагнера
Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер (нем. Wilhelm Richard Wagner, обычно без первого имени — просто Рихард Вагнер; 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий оперный композитор, дирижёр, драматург (автор либретто своих опер), философ, революционер. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно модернизм

Подробнее Скрыть