Главная
<< назад

Итальянский оперный композитор Джованни Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa.  Как Моцарт и Шуберт, он остался в истории музыки трагической фигурой юного гения, вырванного из жизни в самом расцвете сил. Его карьера продлилась менее декады: в возрасте 26 лет композитор умер от туберкулеза, успев, однако оставить после себя очень значимое наследие. Перголези создал не только несколько блестящих опер-сериа, но и первые в истории жанра оперы-буффа, а также множество произведений духовной музыки, включая подлинную жемчужину – кантату “The Stabat mater”.

Перголези родился на юге Италии в городе Йези. Его настоящая фамилия – Драги (Giovanni Battista Draghi), а Перголези – прозвище, указывавшее на место происхождения его предков: Pergolesi – жители города Pergola. Отец будущего композитора, Франческо Андреа Драги-Перголези, был смотрителем земель аристократов, живших в Йези и окрестностях. Один из них стал крестным отцом Перголези. Двое братьев и сестра Перголези умерли во младенчестве, а сам Перголези,  с детства страдал слабым здоровьем, и у него, помимо прочего, была постоянная хромота.

В детстве Перголези учился музыке у капельмейстера Джези, Франческо Санти. Позднее местный аристократ-покровитель, маркиз Кардоло Мария Пьянетти, почувствовал в мальчике талант и отправил его в Неаполь получать образование в одной из лучших итальянских консерваторий того времени: Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo. Там Перголези учился у Гаэтано Греко и Франческо Дуранте. Помимо композиции, он занимался пением и игрой на скрипке. Незадолго до окончания обучения – летом 1731 года – Перголези представил публике свою первую духовную оперу, «Святой Вильгельм Аквитанский», поставленную в монастыре Sant’Agnello Maggiore. Она была достаточно успешной – настолько, что ее продолжали исполнять и после смерти композитора.

Закончив учиться, Перголези получил первый заказ на светскую оперу. Однако написанная им «Салюстия» успеха не принесла: буквально накануне премьеры, которая состоялась в январе 1732 года, умер исполнитель главной партии, кастрат Николо Гримальди, и композитору пришлось наспех переписывать остальные роли. Тем не менее , талант Перголези сумел оценить принц Фердинандо Колонна Стильяно, придворный вице-короля Неаполя, и пожаловал молодому композитору пост своего капельмейстера. Вскоре после этого Перголези добился первого большого успеха с комической оперой «Влюбленный монах», слова который были написаны на неаполитанском диалекте. Она оставалась очень популярной еще по крайней мере четверть века.

В тот же период Перголези заказывали музыку для фестивалей, устраивавшихся в честь святого Эмидия – покровителя, призванного защищать город от землетрясений (Неаполь несколько раз серьезно пострадал от них в 1731-1732). Из-за этих бедствий неаполитанские театры оставались закрытыми и большую часть 1733 года – первым событием, ради которого было разрешено устроить премьеру, стал день рождения австрийской императрицы Елизаветы Кристины, 28 августа. Именно Перголези доверили написать в его честь оперу, и 5 сентября 1733 года публике была представлен «Гордый пленник». Эта премьера стала знаковой в карьере Перголези – но не «Пленник» был тому причиной.
 Внимание публики привлек не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria. Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу — «Служанка-госпожа». Все было новым в этом спектакле — простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства. Фактически, он знаменовал окончательное становление нового полноценного жанра – итальянской комической оперы, или оперы-буффа. 

Одна из первых опер-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, «Служанка-госпожа» способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г. Гастроли труппы итальянских «буффонов» стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так наз. «войны буффонов»), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты — Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии). Хотя по приказу короля «буффоны» были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых — «Деревенский колдун» знаменитого французского писателя и философа Руссо — составила достойную конкуренцию «Служанке-госпоже».

В феврале 1734 года Перголези был назначен преемником капельмейстера Неаполя. Однако буквально месяц спустя, его покровитель принц Стильяно бежал в Рим: к Неаполю приближались войска испанского инфанта Карла, и многие аристократы хотели переждать смену власти в месте поспокойней. Перголези, очевидно, последовал за своим покровителем – 16 мая 1734 года его месса Mass in F была исполнена в римской церкви San Lorenzo in Lucina, при поддержке еще одного влиятельного лица – герцога Маддалони, дальнего родственника принца Стильяно. По сохранившимся свидетельствам очевидцев, во время исполнения мессы церковь была настолько переполнена, что едва не обрушился пол.

Вскоре после этого Перголези стал капельмейстером самого герцога Маддалони и уже в июне вернулся в Неаполь. Герцог оказался хорошим другом молодого Карла, ставшего новым королем Неаполя, так что Перголези заказали написать оперу в честь дня рождения матери Карла. И 25 октября 1734 года публике была представлена опера «Адриан в Сирии», которая считается одним из лучших произведений Перголези в жанре опера-сериа. Однако она стала последней опера-сериа, что композитор написал для Неаполя. Из письма импресарио неаполитанского театра Сан Бартоломео следовало, что Перголези более не популярен у местной публики, хотя истинные знатоки продолжают высоко ценить его творчество.

Зато в Риме Перголези был по-прежнему востребован. В 1735 году он написал оперу «Олимпиада» для карнавального сезона римского театра Tordinona. К сожалению, певцы для постановки были привлечены посредственные, и, по слухам, во время одного из представлений кто-то даже запустил в Перголези апельсином, попав ему в голову. Так или иначе, но через некоторое время эта опера стала в Италии довольно популярной, а многими критиками потом называлась самой сильной опера-сериа композитора.

Летом 1735 года Перголези уже серьезно заболел, однако продолжал сочинять и написал комическую оперу «Il Flaminio» для Неаполя. Она получила там значительно более горячий прием, чем его последние драматические оперы. Известно, что в то время Перголези также служил органистом королевской часовни.

В следующем году здоровье композитора ухудшилось, и, понимая, что умирает, он покинул Неаполь и уехал во францисканский монастырь в Поццуоли, передав все свое имущество родственнице. Несмотря на тяжелое состояние, незадолго до смерти Перголези написал два своих самых лучших духовных произведения: «Stabat mater» и «Salve regina». Оба предназначались для служб в монастыре, в котором он оставался.  Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) — одно из самых вдохновенных произведений композитора. «Stabat mater» Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Композитор умер от туберкулеза 16 марта 1736 года в возрасте 26 лет и был похоронен в общей могиле в Поццуоли. Причиной ранней смерти могла послужить личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. (Автор стихов Stabat Mater Якопоне да Тоти в 1268 году пережил более ужасную драму, во время бракосочетания в результате подземного толчка своды церкви обрушились и убили его невесту).


Как это часто бывает, подлинно громкая слава пришла к Перголези уже после смерти. Английский историк музыки Чарльз Барни писал, что, как только Перголези умер, вся Италия тут же обнаружила огромное желание слушать и ставить его музыку. Однако этот всплеск моды на Перголези привел и к негативным последствиям: в надежде добиться большего успеха малоизвестные композиторы стали подписывать свои произведения именем Перголези, и появилось огромное количество «фальшивок», которые продолжают разоблачать до сих пор.

Всего за свою короткую жизнь Перголези написал около 10 опер, несколько ораторий, кантат, месс, трио-сонат, мотетов, оперных симфоний и увертюр. Но самыми известными в его наследии остаются, что интересно, работы максимально далеких друг от друга жанров: комические оперы и духовные кантаты.

«Stabat mater» Перголези – это фа-минорная кантата на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди, повествующая о страданиях Девы Марии во время распятия Христа; она написана для камерного состава: сопрано, альт, струнный квартет и орган. До Перголези в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу исполнялось аналогичное произведение Алессандро Скарлатти. Однако «Stabat mater» Перголези стала намного популярней: она покорила всю Европу, и многие другие композиторы делали на нее свои аранжировки, включая Баха. Впервые «Stabat mater» Перголези была опубликована в Лондоне через 13 лет после смерти композитора, в 1749 году, а впоследствии стала самым часто печатаемым музыкальным произведением 18 века.

С другой стороны, «Служанка-госпожа» (“La serva padrona”), веселая история о хитроумной служанке, женившей на себе своего господина, также пользовалась огромным успехом во всей Европе, дала нам, как мы уже писали, классический образец итальянской оперы-буффа и послужила толчком к возрождению комической французской оперы.

Музыкальность, утонченность, свежесть и яркость композиторского дара Перголези на протяжении вот уже нескольких веков служат поводом для вдохновения и восхищения критиков, исследователей, композиторов, музыкантов и слушателей.

В статье «Революция итальянского музыкального театра» 1783 года Перголези называют ключевым реформатором оперы: «Перголези был неподражаем благодаря связанной с величием его стиля простоте, правдивости чувств, естественности и силе выражения, верности и ровности рисунка, почему и может быть назван Рафаэлем и Вергилием музыки; он не имел другого руководителя, кроме природы, другой цели, как изображать, сообразуясь с жизнью, и с исключительным успехом пользовался различными употребляемыми в музыке стилями: он был серьезен в «Stabat mater», весел и пылок в «Олимпиаде» и в «Орфее», мил и пикантен, но красив и полон вкуса в «Служанка-госпожа»; никакой другой композитор не осуществлял лучше свои намерения, не умел более удачно пользоваться контрапунктом».

В наше время Перголези также считается одним их главных новаторов музыки барокко. Перголези был современником Баха и Генделя, умер значительно раньше них, но при этом по стилю принадлежал уже новой музыкальной эпохе, предвосхищая ее большую гибкость, живость, естественный лиризм, демократичность и бесконечную юность духа.