Главная
Название Год Режиссер Краткое описание Тип
Невеста ветра
2001
Б.Бересфорд
Вена, 1902 год. Альма Шиндлер знакомится с Густавом Малером. Она юна, красива и сочиняет музыку, которая и составляет все ее жизнь. Вскоре Альма становится возлюбленной Малера, а затем...

Вена, 1902 год. Альма Шиндлер знакомится с Густавом Малером. Она юна, красива и сочиняет музыку, которая и составляет все ее жизнь. Вскоре Альма становится возлюбленной Малера, а затем его женой. Но суровый муж просит Альму бросить сочинительство. Родив Малеру двух детей, она долгие годы была его секретарем и спасала от
долгов. Но все это время она чувствовала себя бесконечно подавленной. После скоропостижной смерти ребенка, Альма знакомится с архитектором Вальтером Гропиусом и влюбляется в него. Ей предстоит непростой выбор: бежать с любовником или остаться с Малером…

Подробнее Скрыть
Истории по нотам

Серии:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2018
В.Сторожук
1. Первая симфония.   Первая симфония Малера была закончена в 1888 году, когда композитор работал директором Королевской оперы в Будапеште. Критики были обескуражены. Впоследствии ее...

1. Первая симфония.   Первая симфония Малера была закончена в 1888 году, когда композитор работал директором Королевской оперы в Будапеште. Критики были обескуражены. Впоследствии ее назовут «самой независимой и новаторской из всех первых симфоний». Прием музыкального гротеска, использованный Малером в 3-й части симфонии, станет актуальным для многих композиторов 20 века — в частности,  для Шостаковича и Шнитке.

2. Вторая симфония.   Занимая пост главного дирижера Гамбургской оперы, Малер написал Вторую симфонию. Ее премьера в Берлине стала триумфом Малера-композитора у публики, хотя в отрицательных откликах прессы по-прежнему не было недостатка. В этой симфонии Малер впервые для себя вводит в инструментальный цикл вокальные части. И впервые в европейском искусстве мысль о личной катастрофе преображается в образ катастрофы мировой  —  от траурного марша первой части к беспощадной картине Апокалипсиса, с которой начинается финал. Это тот Малер, который отрезонирует в тревогах второй половины 20 века. Тот Малер, о котором дирижер Леонард Бернстайн скажет: его время пришло.

3. Третья симфония.   Третья симфония Малера была написана в 1897 году, незадолго до окончания его работы главным дирижером оперного театра в Гамбурге. Ее мир — полная противоположность апокалиптическим видений Второй. «Дионисийской» назвал Третью симфонию верный соратник и ученик Малера, дирижер Бруно Вальтер. Могучий призыв волшебного рога пробуждает Природу, звучат голоса лесных зверей и цветов, из мистической глубины ночи поднимается голос Человека, подхваченный утренним хором Ангелов, чтобы вновь раствориться в гимне Любви, в гимне единству всего Живого и Сущего.

4. Четвертая симфония.   В начале 1901 года Малер закончил Четвертую симфонию. Ее исполнение столкнулось с жестокой критикой прессы и непониманием публики. Музыку симфонии вновь, как и в случае с Первой, невозможно было «пристегнуть» к привычным представлениям о том, какой должна быть симфония. Мнимая простота и наивность этой музыки снова казалась издевательством над слушателями. Лишь в следующем поколении музыканты и публика смогли различить многозначность подтекста за этой наивностью.

5. Пятая симфония.   Начало ХХ века в личной судьбе Густава Малера стало временем серьезных перемен. Столь же глубокие перемены происходят в его творчестве. Летом 1901 года была начата и через год закончена Пятая симфония. Она стала одним из первых пророческих предчувствий тревожного "напряженного времени" нового столетия.

6. Шестая симфония.   «Трагической» Малер называл в кругу друзей симфонию ля минор. Это время в жизни Малера внешне никак нельзя назвать трагическим. Он на вершине творческой карьеры, семейная жизнь не дает повода для мрачных настроений. И все же перед нами самая мрачная из всех симфоний Малера. Единственная, которая заканчивается не просветлением и не апофеозом, но безысходной катастрофой. Словно сама судьба приоткрывает художнику облик грядущего зла.

7. Седьмая симфония.   После Пятой и Шестой симфоний, после определенности конфликтов и определенности их разрешения, Седьмая симфония говорит с нами как будто загадками. Речь ее поначалу трудно было понять и самому композитору. Ибо в ней он вторгается в область подсознательного — туда, куда осторожно пробивались наука, искусство и философия рубежа 19 и 20 веков.

8. Восьмая симфония.  Летом 1906 года Густав Малер закончил работу над Восьмой симфонией, которую впоследствии назовут "Симфонией тысячи участников". Еще никто и никогда не писал музыку для столь гигантского состава исполнителей. Премьера ее стала величайшим триумфом в жизни композитора. Важно и другое: перед нами уникальный не только для Малера, но и для всей европейской музыки пример симфонического эпоса, не связанного с национальной или исторической проблематикой. Первый и последний в истории жанра.

9. Малер. Песнь о земле.  Летом 1908 года, после своего первого сезона в нью-йоркской "Метрополитен-Опера", Малер закончил работу над новым произведением. Из какого-то суеверного чувства он не стал называть его "Девятой симфонией" — "девятые" были последними у Бетховена, Шуберта и Брукнера. И все же "Песнь о Земле" стала началом последнего периода творчества композитора, началом прощального примирения художника с мыслью о неизбежности ухода. Музыку эту мы могли бы назвать самым личным из всего, что он написал. Услышать ее Малеру уже не было суждено.

10. Малер. Последние симфонии. Как ни тревожила Малера «мистика чисел», но музыку, законченную летом 1909 года, ему пришлось назвать Девятой симфонией. Чтобы обмануть Судьбу, он лихорадочно принялся за новую партитуру, надеясь завершить Десятую до ухода из жизни. Летом следующего года была написана первая часть, сделан подробный набросок второй и намечены эскизы третьей и четвертой частей, так и оставшиеся незаконченными. Первую часть впоследствии стали исполнять как самостоятельное произведение, и если Девятую мы могли бы назвать последней главой малеровского симфонического "сверхцикла", то Десятая звучит его эпилогом. Обе симфонии впервые были исполнены уже после смерти композитора.

Подробнее Скрыть
Малер на кушетке
2010
Феликс Адлон
Историческая драма, в центре которой — запутанные перипетии из жизни венской богемы. Молодая жена и муза знаменитого композитора и дирижера Густава Малера, Альма, влюбляется в архитектора...

Историческая драма, в центре которой — запутанные перипетии из жизни венской богемы. Молодая жена и муза знаменитого композитора и дирижера Густава Малера, Альма, влюбляется в архитектора Вальтера Гропиуса, на 5 лет ее моложе. Разбитый горем и ревностью Малер ищет решение семейных проблем на кушетке доктора Фрейда...

Подробнее Скрыть
Малер
1974
Кен Рассел
Биография композитора начала 20-го века Густава Малера (Пауэлл вдохновенно сыграл роль страстного и преисполненного амбиций взрослого Малера). Расселл фантазирует о мотивах и механизмах творческого...

Биография композитора начала 20-го века Густава Малера (Пауэлл вдохновенно сыграл роль страстного и преисполненного амбиций взрослого Малера). Расселл фантазирует о мотивах и механизмах творческого процесса, погружая зрителя и в детские годы мальчика (Гэри Рич), росшего в еврейской семье — отец его был виноторговцем и вкладывал деньги в обучение сына, как в ценные бумаги, ожидая верных прибылей. Hесчастливое детство, одиночество, самоубийство брата, вынужденный переход из иудейской веры в католическую, неудачи в семейной жизни и смерть детей. Сделана лента блестяще, с яркими, неожиданными образами и сопоставлениями, но, как и все творения Расселла, она не рассчитана на вкус каждого. (Списано отсюда.)
Как любое описание фильмов Расселла, это мало что говорит о картине. Её нужно посмотреть и судить самому. Единственное, что следует отметить: несмотря на непременное наличие в фильме типично расселловских «поп-арт-сюрреалистических» сцен, собственно биография Малера кинематографически изложена на удивление реалистично, начиная с портретного сходства исполнителя заглавной роли. Музыка в фильме звучит в исполнении амстердамского оркестра «Консертгебау» под управлением Бернарда Хайтинка.
 

Подробнее Скрыть
Партитуры не горят. Малер. Вторая симфония

Серии:
1 2
2009
А. Варгафтик
Цикл передач, в которых рассказ о жизни и творчестве композиторов ведется без традиционных штампов. Это попытка взглянуть на музыканта глазами его друзей, недоброжелателей и глазами современного...

Цикл передач, в которых рассказ о жизни и творчестве композиторов ведется без традиционных штампов. Это попытка взглянуть на музыканта глазами его друзей, недоброжелателей и глазами современного человека. Телезритель может сам составить мнение о композиторе, побывав в местах, где он жил, услышав его музыку.

1. Густав Малер.

2. Гусатв Малер. Вторая симония

Густав Малер. Девятая симфония 

Расследование этой волнующей истории начнется там, где дирижер и композитор Густав Малер приступил к работе над произведением, которому суждено было скоро стать его прощанием с миром, с музыкой и с жизнью. Начальный этап композиторского труда, когда концепция уже есть, а музыки еще нет, когда сочинение еще только готово обрести звучащую форму, - самый загадочный и необъяснимый, и о нем обычно меньше всего известно тем, кто интересуется историями создания шедевров. Но мы знаем, что все главные идеи своей будущей симфонии Малер вынашивал, работая с амстердамским оркестром Концертгебау - это была подготовка гастрольного тура по Нидерландам и сам тур, в ходе которого произведение было придумано и почти закончено. Автор, как ему это было свойственно, много раз менял сотни звуковых деталей в своих партитурах, ориентируясь на звучание оркестра, который и сегодня признан одним из главных хранителей малеровской исполнительской традиции. Действительно ли Малер был готов уже тогда сказать "прощай" в каждой из четырех частей новой симфонии? Правда ли, что он верил в так называемое "проклятие Девятых симфоний" и что реально делал, чтобы оно миновало его музыку?

 

Подробнее Скрыть