Главная
<< назад
  • Дон Жуан

История создания

«Дон Жуан, или Наказанный развратник» (KV 527, итал. Don Giovanni ossia Il dissoluto punito) — опера-буффа Вольфганга Амадея Моцарта в 2 действиях, 10 картинах, на либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы. Премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге.
 

В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571—1648), впоследствии к нему обращались и другие писатели, в том числе, Мольер и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон-Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и др. Неоднократно использовали эту тему и музыканты — в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон-Жуан»; известен также целый ряд опер на тот же сюжет.
 

После огромного успеха «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. При этом импресарио Паскуале Бондини не навязывал В. А. Моцарту никакого сюжета, предоставив выбор ему самому. Создание либретто композитор вновь поручает Лоренцо да Понте. Именно он обратил внимание композитора на пьесу Антонио де Саморы «Дон-Жуан», и В. А. Моцарта увлек этот сюжет, который можно назвать «вечным». 

 К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года, премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Для венской постановки (7 мая 1788 года) в музыку оперы автором были внесены некоторые изменения.

Дон-Жуан Моцарта – это воплощение безрассудной отваги, энергии и жизнелюбия. Именно в любви к жизни заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон-Жуан на своем пути. Композитор подчеркнул двойственность, противоречивость Дон-Жуана. Это не просто «наказанный развратник», как в большинстве посвященных ему произведений, а сильная личность, живущая по своим собственным законам. Опера «Дон-Жуан» – как и некоторые иные произведения В. А. Моцарта – окружена легендами. Рассказывают, например, что советчиком для либреттиста и композитора стал реальный «Дон-Жуан» того времени – Джакомо Казанова, с которым Л. да Понте и В. А. Моцарт якобы встречались в Праге.

«Дон-Жуан» — величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались по крайней мере три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано — Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение «Волшебной флейте», но это потому, что он считал сюжет «Дон-Жуана» аморальным.