Главная
<< назад
  • Похищение из Сераля

История создания

«Похищение из сераля», K.384, (нем. Die Entführung aus dem Serail) — зингшпиль в трёх актах В. А. Моцарта на либретто Готлиба Штефани. Премьера состоялась 16 июля 1782 года в Вене. 

Император Священной Римской империи Иосиф II был всерьез озабочен вопросом развития немецкого национального музыкального жанра – зингшпиля. Соответствующую задачу он поставил перед главой венского придворного Бургтеатра Готтлибом Штефани. Последний обратил внимание на молодого композитора, Вольфганга Амадея Моцарта, недавно приехавшего в Вену, и предложил ему сюжет на модную в то время турецкую тему. Либретто оперы, написанное самим Штефани, основывалось на комедии лейпцигского купца и литератора Кристофа Бретцнера (1781). Ее сюжет пользовался успехом; до 1790 года в Вене, кроме Моцарта, на этот сюжет написали зингшпили еще три композитора (Андре, Диттерсдорф, Кнехт). Либретто написано для зингшпиля, и его турецкий колорит отвечает моде, которую распространили «Персидские письма» Монтескье. Сюжет почерпнут в пьесе X. Ф. Брецнера «Бельмонт и Констанца», поставленной в 1781 году, и в результате работы Моцарта и Штефани литературный текст стал довольно сильно отличаться от текста Брецнера, который яростно протестовал в газетах против того, что он считал плагиатом, хотя его не было. 

 1 августа 1781 года Моцарт писал отцу, что либретто хорошее; сюжет турецкий, называется «Бельмонт и Констанца, или Похищение из сераля». Моцарт торопился с написанием оперы, представление которой должно было состояться во время торжеств в честь визита в Вену великого русского князя Павла и его супруги. Однако планы Моцарта перечеркнуло то, что  в качестве торжественных опер для русского визита были выбраны две оперы Глюка. 

Но работа над «Похищением из сераля» не прерывалась. Первое представление оперы под названием «Бельмонт и Констанца» состоялось 16 июля 1782 года под управлением автора на сцене венского Национального театра. Ее триумфальный успех отметил рождение австро-немецкой оперы.  За два дня опера принесла 1200 флоринов. Особенно Моцарт был поражен тем, что Глюк посетил специальное представление оперы, которое было дано по его настоятельной просьбе, и даже пригласил супружескую пару Моцартов 8 августа к себе на обед. А в следующем году опера была поставлена на родине Глюка, в Праге, где вызвала всеобщий энтузиазм. Мелодии Моцарта распевались в Чехии с новыми словами как народные песни.

Благодаря случайному стечению обстоятельств главная героиня «Похищения из сераля» звалась Констанцей, так же, как возлюбленная Моцарта, ставшая затем его женой. Таким образом, композитор в какой-то мере изображал и свою жизнь, отображая свою борьбу за свободу и счастье Констанцы. Дело в том, что вокруг подлинной, живой Констанцы также кипела борьба. Семья не соглашалась на ее брак с Моцартом. Не имеющий средств, обладающий неопределенным будущим композитор не считался выгодной партией. Отец великого композитора, Леопольд Моцарт, также возражал против этого брака. Старый маэстро, который всю свою жизнь заботился лишь об успехах сына, полагал, что создание семьи означает конец карьеры Моцарта, начало будничной, полной повседневных забот жизни. Препятствия были преодолены одним ударом: Моцарт похитил Констанцу из отчего дома. Не только эта ситуация, но и разлитое в музыке поэтическое чувство нежной влюбленности, и самые образы главных действующих лиц вносят в оперу автобиографические штрихи: в преданном Бельмонте Моцарт запечатлел собственное чувство, а в обеих героинях, в лирическом и комедийном плане, воссоздал черты характера своей невесты.

 «Похищение из сераля» — первая национальная опера не только по замыслу своему, но и по языку. Об этом произведении, написанном в традициях зингшпиля, Гете сказал, что оно затмит собой все остальное в этом жанре. Действительно, исследователи усматривают его влияние в бетховенском «Фиделио», в «Волшебном стрелке» и «Обероне» Вебера, в операх Вагнера и других немецких и австрийских композиторов XIX века. Ныне «Похищение из сераля» остается в мировом репертуаре старейшей оперой на немецком языке.

«Похищение из сераля» стал единственным кассовым зингшпилем в истории. Увы, надежды Иосифа II на этот жанр себя не оправдали, вскоре подмостки венских театров захватила итальянская опера, и основным соавтором Моцарта стал Лоренцо да Понте. Однако четыре года спустя композитор еще напишет со Штефани зингшпиль «Директор театра», а последней работой Моцарта для музыкальной сцены станет «Волшебная флейта», также созданная в жанре зингшпиля.