Главная
<< назад
  • Притворная простушка

История создания

«Притворная простушка», или «Мнимая простушка» (итал. La finta semplice) — опера-буффа Вольфганга Амадея Моцарта в 3 действиях, итальянское либретто Карло Гольдони в обработке М. Кольтеллини.

Написана около 1768 года, когда автору исполнилось двенадцать лет, по заказу австрийского императора Иосифа II, но из-за интриг придворных музыкантов в Вене поставлена не была. Премьера: Зальцбург около 1 мая 1769 года.

«…Вольфганг тотчас приступил к работе — с тем, чтобы оперу можно было ставить к пасхе; певцы ознакомились с первым актом сразу после его окончания и выразили свое полное удовлетворение и восхищение. Но теперь сам поэт стал причиной задержки в работе: он так медленно вносил в текст изменения, которых ждали композитор и певцы, что полностью закончил либретто только после пасхи. Моцарта это нисколько не беспокоило, он сочинял с радостью и рвением, писал новые арии, если этого требовали, и вскоре завершил солидную партитуру из двадцати пяти номеров, на 558 страницах, в трех частях.
Однако почти одновременно с окончанием музыки оперы начались интриги, направленные против ее исполнения, которые велись с разных сторон. Для многих была унизительной сама мысль о том, чтобы допустить двенадцатилетнего мальчика к дирижированию за клавесином, за которым привыкли видеть Глюка,— и этим сумели воспользоваться....

 Поползли слухи о помощи, которую Леопольд оказывал сыну в его произведениях, созданных прежде, и потому стали говорить, что это вообще сочинения не Вольфганга, а его отца, и что Вольфганг ни на что не способен. Леопольд знал, как бороться против этой болтовни. В высшем свете на больших приемах у князя Кауница, герцога фон Браганца, у Бонно (капельмейстера принца фон Хильдбургхаузена), Метастазио и Хассе он предлагал раскрыть любой том сочинений Метастазио, и Вольфганг тотчас сочинял музыку к первой же понравившейся арии и записывал ее с оркестровым сопровождением —испытание, которое не оставляло никаких сомнений, по крайней мере, в его технической сноровке и уверенности."

На долгие годы произведение юного музыканта было забыто и вновь вернулось на сцену лишь в 1921 году, когда была поставлена в Карлсруэ в редакции А. Рудольфа (на немецком языке).