Главная
<< назад
  • Аполлон и Гиацинт

История создания

Опера «Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта», KV 38 (лат. Apollo et Hyacinthus seu Hyacinthi Metamorphosis) — опера-интермедия 11-летнего В. А. Моцарта на либретто Руфинуса Видла, написанное им на латинском языке. Премьера состоялась в Зальцбургском университете 13 мая 1767 г.


В Зальцбургском университете была традиция – отмечать завершение учебного года постановкой нового спектакля. В 1767 г. таким спектаклем стала латинская драма «Милосердие Крёза», написанная отцом-бенедиктинцем профессором Руфинусом Видлом, а  юному композитору было поручено написать интермедию  к драме на либретто того же автора Руфинуса Видла. Опера была написана на латинском языке, а за основу взят древнегреческий миф, изложенный Овидием  в «Метаморфозах».

 Руфинус Видл изложил сюжет в том стиле, который был типичен для школьных драм того времени. Либретто представляло собой чередование высокопарных монологов с бесконечными любовными клятвами и упреками. Опера была статична , в ней отсутствовал драматизм, да и латинский текст был малопонятным для юного Моцарта.

11-летний Моцарт в то время подражал многим предшественникам – и различные влияния заметны в стиле «Аполлона и Гиацинта». Образцами служили творения итальянских композиторов. В его сочинении представлены традиционные типы арий, характерные для итальянской оперы-seria: ария ревности, ария любви, ария дружбы, ария мести. С традициями итальянской оперы связаны и речитативы.  Но несмотря на то, что  «Аполлон и Гиацинт» – произведение во многом подражательное, в нем уже проявляются черты, которые впоследствии станут характерными признаками композиторского «почерка» взрослого Моцарта. Вокальные мелодии отличаются  пластичностью, а оперные формы отличаются стройностью.

Опера «Аполлон и Гиацинт» впервые была представлена в Большом зале Зальцбургского университета в мае 1767 г. Исполнили ее студенты старшего класса «синтаксиса» (гуманитарного отделения), наряду с ними в спектакле принимали участие придворные певцы архиепископа. Успех был потрясающим – публика, восхищенная мастерством юного композитора, долго не отпускала автора. После спектакля состоялся импровизированный концерт – Моцарт играл на клавесине, и продолжалось его выступление до глубокой ночи.

После столь успешной премьеры опера «Аполлон и Гиацинт» была забыта надолго. Новая жизнь произведения началась в ХХ столетии. В 1922 г. она была поставлена в Ростоке. В последующие годы она не сравнялась в популярности с «Дон-Жуаном» или «Свадьбой Фигаро», но время от времени опера появляется в репертуаре различных театров. Ее ставили в Мюнхене, Зальцбурге, Лондоне и других городах.