Главная
Название Год Режиссер Краткое описание Тип
Ужин в четыре руки
1999
М.Козаков
По пьесе Пауля Барца «Возможная встреча». Интимно-сокровенная конфликтная драма. Действие разворачивается на фоне противоборства двух тем: «Художник и Власть» (Гендель)...

По пьесе Пауля Барца «Возможная встреча». Интимно-сокровенная конфликтная драма. Действие разворачивается на фоне противоборства двух тем: «Художник и Власть» (Гендель), «Художник и Бог» (Бах). Время и место действия истории, которой не было, но которая вполне могла произойти, — Лейпциг, 1747 год. Гендель, любимец публики и сильных мира сего, приглашает Баха, кантора церкви Святого Фомы и отца двадцати детей, только что принятого в «Общество музыкальных наук», на обед в гостиницу. Агрессивный настрой первых минут этой встречи перерастает во взаимопонимание двух стареющих и слепнущих композиторов, мудрых, одиноких и одинаково несчастных. В основе телефильма — спектакль «Возможная встреча», поставленный Михаилом Козаковым в театре «Русская Антреприза Михаила Козакова».
 

Подробнее Скрыть
Иоганн Себастьян Бах
2004
А.Мейер
Фильм о жизни и творчестве Иоганна Себастьяна Баха

Фильм о жизни и творчестве Иоганна Себастьяна Баха

Скрыть
Хроника Анны Магдалены Бах
1968
Д. Юйе
 "Однако славу рефор­матора языка кино принесла ему "Хроника Анны-Магдалены Бах" (1967), посвященная жизни и твор­честву знаменитого немецкого ком­позитора. Из фильма...

 "Однако славу рефор­матора языка кино принесла ему "Хроника Анны-Магдалены Бах" (1967), посвященная жизни и твор­честву знаменитого немецкого ком­позитора. Из фильма, аскетически ясного, как и сама баховская музы­ка, устранено все, что могло стать намеком на интригу. Ш. вынес за пределы фильма все драматические моменты, способные помешать кон­центрации внимания на звучащей музыке. Отсюда неторопливое раз­витие действия. Длинные планы баховского оркестра, четко структу­рированное пространство кадра, пристальное внимание к предметам, некогда окружавшим компози­тора. Режиссер не скрывал своего намерения создать фильм, подчиня­ющийся совсем иным законам, чем того требует, скажем, поэтика голли­вудского биографического фильма. Эстетически холодный, суровый и аскетичный фильм Ш. может быть назван классическим образцом отри­цания традиций, с течением време­ни сложившихся в кинематографе."
(из статьи Г.Красновой)
 

Подробнее Скрыть
Истории по нотам. Бах.

Серии:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2016
В.Сторожук
Цикл рассказов о великих музыкантах прошлого.  1. Бах. Начало.   Первое, что мы узнаем о Бахе – великий немецкий композитор первой половины 18 столетия. Вот только приглядимся...

Цикл рассказов о великих музыкантах прошлого. 

1. Бах. Начало.   Первое, что мы узнаем о Бахе – великий немецкий композитор первой половины 18 столетия. Вот только приглядимся внимательно к характеристике "великий". Совершенно очевидно, что при жизни Баха считали великим органистом. А вот великим композитором его никто не считал. Там в свое время была составлена некая табель о рангах, и первые места в нем занимали имена нам в общем то известные – Гассе, Гендель, Телеман. Бах был на седьмом месте...

2. Дерзости церковного органиста.   Главная задача Баха во время службы в Арнштадте — исполнение органных хоральных прелюдий. Желательно собственного сочинения. За это ему полагается хорошее жалование, 84 гульдена в год. Этих денег по тем временам хватало, чтобы содержать семью с двумя или тремя детьми. Бах пока холост. 

3.  Заказы от частных лиц. Мы не знаем, для кого была написана первая из названных кантат. Но это первая, которая до нас дошла и также безусловно, одна из самых лучших. Чтобы понять смысл ее и более широкий смысл, нам нужно представить себе что смерть в христианском сознании не имеет такой трагедийной темной окраски. Ведь только через смерть душа может объединиться с создателем. И отсюда отличие скажем немецкой заупокойной музыки от итальянской. Немецкий реквием Брамса начинается светлой музыкой. Заупокойный реквием Шульца начинается светлой музыкой. И такой же светлой музыкой начинается заупокойная кантата Баха «Божий срок лучший срок».

4.  Токката и фуга ре минор: вопрос авторства. Написал ли Иоганн Себастьян Бах самое известное произведение Иоганна Себастьяна Баха? И для какого инструмента, предположительно, была  изначально  сочинена  Токката и фуга ре минор?

5. Продвижение по службе. За время работы в Веймаре Бах стал не только органистом номер один, но и одним из ведущих мастеров немецкой церковной кантаты.

6. Обновление стиля.   За пять лет работы в Кетене Бах создал основной массив своей музыки для оркестра, камерного ансамбля и сольных инструментов. Среди них шесть Бранденбургских концертов, концерты для скрипки с оркестром и сборник из 24-х прелюдий и фуг во всех тональностях для клавесина под названием "Das Wohltemperierte Klavier".

7. Переезд в Лейпциг.   Каждое воскресенье перед проповедью должна была звучать кантата на 25 минут. Нужно было её сочинить, проверить работу переписчиков, провести одну-две репетиции с солистами и с хором. Все это за неделю: к следующему воскресенью должна быть готова новая кантата. 

8. Страсти по Матфею. Во время исполнения "Страстей по Матфею" некая пожилая дама поднялась со своего места и вышла из церкви со словами: "Пойдемте отсюда, дети, здесь какая-то опера". Совершенно ясно: до Баха подобной драматической насыщенности и напряженности немецкая церковная музыка просто не знала. 

9.  Кризис.   Бах чувствует, что перестает быть востребованным. До сих пор он работал в русле самых передовых тенденций музыкального искусства. Но вот "поток" меняет направление, и Бах продолжает двигаться против течения.

10. Музыкальное приношение. Сын Баха Филипп Эммануил тщательно сохранил все отцовские рукописи, которые получил по наследству и буквально продиктовал первому биографу Баха все, что помнил об отце. Он был трудолюбив, усерден и стал одним из лидеров новой эпохи. Его авторитет в Германии был выше Гайдна и Моцарта, и когда в это время говорили "великий Бах", то речь шла именно об Эммануиле. А про Иоганна Себастьяна говорили: "отец нашего великого Баха". 

Валерий Сторожук — исследователь зарубежной музыки. В фокусе его интересов — история европейской музыкальной культуры от средневековья до наших дней. Валерий Константинович преподавал историю музыки в Новосибирской консерватории и Новосибирском государственном университете; после окончания аспирантуры в Московской консерватории защитил кандидатскую диссертацию по творчеству И. С. Баха.

 

Подробнее Скрыть
Эффект Баха

Серии:
1 2
2018
М.Казиник
Запись рассказа Михаила Казиника. Михаил Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени.

Запись рассказа Михаила Казиника. Михаил Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени.

Скрыть
Партитуры не горят. Бах.

Серии:
1 2 3 4
2013
А. Варгафтик
Фильмы об Иоганне Себастьяне Бахе из цикла «Партитуры не горят» Артема Варгафтика. 1. Бах. Букстехуде 2. Бах. Хорошо темперированный клавир 3. Бах в Лейпциге 4. Бах. Высокая...

Фильмы об Иоганне Себастьяне Бахе из цикла «Партитуры не горят» Артема Варгафтика.

1. Бах. Букстехуде

2. Бах. Хорошо темперированный клавир

3. Бах в Лейпциге

4. Бах. Высокая месса

Артем Варгафтик – известный музыкальный критик, радио- и тележурналист. Его передачи «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» были удостоены национальной телевизионной премии «ТЭФИ». С 2007 года А. Варгафтик сотрудничает с Московской филармонией и другими концертными организациями страны в качестве лектора.

Фильмы  по жанру напоминают «музыкальное расследование». Интересно узнавать, как в зеркале времени искажаются те или иные простые вещи и события, как они приобретают черты многозначительности, величия, загадочности или напротив – демонизируются и обесцениваются. Автор рассказывает о музыкальных легендах, мистификациях, тайнах появления знаменитых партитур, ставших мировой классикой.

Подробнее Скрыть