Главная

Гендель родился в Германии 23 февраля (5 марта) 1685 год в один год с Иоганном Себастьяном Бахом (меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Два этих гения всё время были рядом, хотя у них никогда не получилось встретиться очно) и Доменико Скарлатти и стал  одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Георг Фридрих Гендель родился в Галле (Германия) в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: «консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности». После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.

Жизненные принципы глубоко религиозного отца с одной стороны и происхождение матери – с другой, а также невысокое положение их семьи в обществе должны были  закрыть для мальчика путь к музыке, однако этого не произошло. Отец наметил для Георга Фридриха карьеру юриста и всячески противился его тяготению к музыке, так как придерживался укрепившегося в Германии мнения, что музыкант — не серьёзная профессия, а лишь развлекательная. Но протесты отца не возымели должного действия на Георга Фридриха: он в возрасте четырёх лет самостоятельно научился играть на клавесине. Этот инструмент находился на чердаке, куда Георг Фридрих приходил по ночам, когда члены семьи спали. Однажды волею судьбы изумительную игру 7-летнего Фридриха услышал герцог Иоганн Адольф I. Вельможа порекомендовал дать мальчику музыкальное образование, и отец, не посмев перечить воле герцога, вынужден был забыть о юридическом образовании сына.  

Георг Гендель нанял в учителя лучшего музыканта города, органиста Галльской приходской церкви Фридриха Вильнельма Цахау, ставшего первым и последним, кто занимался с Генделем музыкой. Цахау был прекрасным педагогом и очень талантливым композитором. Он, собственно, был единственным учителем Генделя, и повлиял на него очень сильно, и не только профессионально, но и по-человечески; Гендель на всю жизнь сохранил к нему тёплые чувства. Учёба была не муштрой, Цахау подходил к преподаванию творчески и прекрасно осознавал, с каким развивающимся талантом он имеет дело. Это сознавал отнюдь не только он. Герцог Заксен-Вайссенфельский, услышав однажды игру мальчика, пришёл в такой восторг, что предложил его отцу назначить маленькому музыканту личную стипендию, чтобы тот профессионально учился музыке. Но отец и слушать об этом не захотел.

В 1696 году, то есть когда Георгу было всего 11 лет, Цахау заявил, что Гендель сделал такие успехи, что ему больше нечему его учить. Хороший композитор, эрудированный музыкант, знакомый с лучшими сочинениями своего времени (немецкими, итальянскими), Цахау раскрыл Генделю богатство разных музыкальных стилей, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. За это время он научился не только сочинять, но и свободно играть на скрипке, гобое, клавесине.  Сочинения самого Цахау во многом вдохновили Генделя на подражание.  Имя Генделя начинало становиться известным: например, бранденбургский курфюрст вызвал мальчика к себе в Берлин. Отцу скрепя сердце пришлось вести его к своему работодателю. Курфюрст предложил отправить Георга на свои средства учиться в Италию — но старый Гендель этому изо всех сил воспротивился, и курфюрст отступил.

В 1698—1700 годах Георг Фридрих учился в гимназии в Галле. В 1701 году замещал органиста в реформатском соборе. В этот период он познакомился и подружился с композитором Георгом Филиппом Телеманом. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю уже умершего к тому времени отца), Гендель параллельно служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение. Он работал всегда много и упоенно.  Семья уже не противилась этому — нужно было материально поддерживать вдову-мать и двух сестёр; со смертью отца доход семьи стал весьма скудным.

В 1703 г. движимый желанием совершенствования, расширения сфер деятельности, Гендель уезжает в Гамбург — один из культурных центров Германии XVIII в., город, имеющий первый в стране публичный оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. . Чтобы стать известным и востребованным композитором, нужно было писать именно оперы. И Гендель ровно такую цель перед собой и поставил. Конечно, сразу осуществить эту цель было невозможно: сначала нужно было завоевать определённое положение в музыкальном мире Гамбурга, да и, в конце концов, многому научиться, понять, как устроен оперный театр, как писать эти самые оперы и т. д. Желание ощутить атмосферу музыкального театра, практически познакомиться с оперной музыкой, заставляет его поступить на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр.  Он как губка впитывал все музыкальные и сценические театральные приёмы, и уже через полтора года по прибытии в Гамбург написал свою первую оперу, «Альмиру».

Насыщенная художественная жизнь города, сотрудничество с выдающимися музыкальными деятелями того времени — Р. Кайзером, оперным композитором, бывшим тогда директором оперного театра, И. Маттезоном — критиком, литератором, певцом, композитором — оказало огромное воздействие на Генделя. Влияние Кайзера обнаруживается во многих операх Генделя, притом не только ранних.

Успех первых оперных постановок в Гамбурге («Альмира» — 08.01.1705, «Нерон» — 25.02.1705) окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим: банкротство Кайзера ведет к закрытию оперного театра. В 1706 году по приглашению флорентийского принца Джана Гастона Медичи, Гендель направляется в Италию.

Итак, летом 1706 года Гендель прибыл во Флоренцию. Флоренция и правившая ей многие годы блистательная династия Медичи переживала время упадка. Герцог Тосканский, отец Джана Гастоне и его старшего брата Фернандо, Козимо III, отличался повышенным благочестием. В частности, он обложил своих подданных высокими налогами, дабы городские церкви, монастыри и благочестивые учреждения ни в чём не нуждались; скульптурам Донателло, Челлини и Микеланджело герцог приказал прикрыть определённые части тела, и статуи в городе стояли одетыми; огромную власть имела инквизиция, так что Гендель, несмотря на то, что сам он происходил из строгой религиозной среды, должен был всё время думать о том, чтобы ненароком не оскорбить религиозных чувств герцога.

Его поселили непосредственно в герцогском дворце — и Гендель весьма быстро почувствовал, что он попал не в очень хорошую ситуацию. Хотя он был любезно принят герцогом и считался его почётным гостем, но как протестант находился под подозрительным присмотром. Другая сторона неприятностей — это пригласивший Генделя принц Джан Гастоне. Он сильно пил, вплоть до того, что падал с лошади среди белого дня при всём честном народе; часто на него находила страшная депрессия, так что он впадал в мизантропическую меланхолию и, бывало, ночи напролёт смотрел на Луну. Гендель должен был развлекать и утешать его своей игрой на клавире — и это было единственное, от чего несчастный принц получал облегчение. 

Судя по всему, Гендель чувствовал себя при тосканском дворе совсем уж невмоготу — и, воспользовавшись подвернувшимися обстоятельствами, буквально сбежал из Флоренции в Венецию. Но сбежал он не один — и здесь мы сталкиваемся, пожалуй, с единственным аморальным поступком в жизни Генделя. Тут, конечно, повинна молодость, но, я думаю, не только она, но и совершенно разложенческая атмосфера семьи Медичи, сдобренная вдобавок инквизиционной религиозностью Козимо III. Гендель сбежал в Венецию с певицей Витторией Тарквини. Она была старше Генделя, носила прозвище «ля бомбаче», то есть «бомба» — из-за сильного голоса и довольно пышного телосложения. Судя по тому, что подобных историй в жизни Генделя больше никогда не было, инициатором любовных отношений была именно певица.

Надо сказать, что слава Генделя как искуснейшего исполнителя на клавире уже проникла в Италию; пребывание в Венеции упрочило и расширило эту славу. Здесь состоялось знакомство Генделя и Доменико Скарлатти — замечательного итальянского композитора, сына Алессандро Скарлатти. Произошло это так: на одной из упомянутых выше карнавальных «концертных площадок» Гендель — как и полагается, в маске — играл на клавесине. Доменико Скарлатти, сам великий знаток и мастер этого искусства, оказался среди слушателей, и после того, как Гендель исполнил несколько пьес, Скарлатти сказал всем присутствующим: «этот клавесинист просто не может быть никем иным, как только знаменитым саксонцем» (Генделя в Италии называли именно так: Саксонец). Скарлатти и Гендель подружились — помимо общих музыкальных интересов они были ровесники и, в общем то, весьма живые молодые люди. Скарлатти до конца своих дней сохранил восторженную память о Генделе. Всякий раз, когда о нём заходила речь, Скарлатти с радостью вспоминал о своём друге — но при этом неизменно осенял себя крестным знамением.

Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учится, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего — оперные. Способности Генделя к восприятию разнонационального музыкального искусства были исключительными. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты.

В 1707 г. Флоренция ставит первую итальянскую оперу Генделя «Родриго», через 2 года Венеция — следующую, «Агриппину». Оперы получают восторженное признание у итальянцев, весьма требовательных и избалованных слушателей. Гендель становится знаменитым — входит в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло), получает заказы на сочинение музыки для дворов итальянских аристократов. 

Однако главное слово в искусстве Генделю надлежит сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. (в 1726 г. принимая английское подданство). Английская музыка, потерявшая в 1695 г. своего национального гения Г.Перселла и остановившаяся в развитии, вновь поднялась на мировую высоту только с именем Генделя. Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Здесь он быстро победил всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Первая итальянская опера композитора для английской сцены «Ринальдо» была поставлена 24 февраля 1711 года в Театре Её Величества, имела огромный успех и принесла Генделю славу первоклассного композитора. 

Вообще о внутреннем мире Генделя не осталось почти никаких свидетельств — и это не было следствием, скажем, утери тех или иных исторических документов, а плодом сознательного старания композитора, чтобы никого к себе близко не подпускать. И при всём этом такой закрытый и самодостаточный человек был необыкновенно обаятельным и сразу вызывал к себе чувство приязни. Генделя все любили, его наперебой приглашали в гости самые высокопоставленные люди, и поэтому у Георга Фридриха не было ни в Италии, ни затем в Англии проблем с жильём и пропитанием. В молодости Гендель был очень хорош собою; в зрелые свои годы он  весьма раздобрел. В своё время Гендель хотел жениться, и дважды сватался в Гамбурге. Но семьи невест отказывали ему: музыкант — это было не комильфо. Впоследствии, когда Гендель из Италии проездом был в Гамбурге, одна из этих двух девиц специально отыскала его и сказала, что «она согласна» — Гендель тогда уже стал знаменит и при деньгах. Но он сухо ответил ей: «сударыня, время упущено». Так он и не женился. Его супругой была музыка.

Уже в 1713 г. его Te Deum исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, — честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец. В 1720 г. Гендель берет на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне и таким образом становится во главе национального оперного театра. На свет появляются его оперные шедевры — «Радамист» — 1720, «Оттон» — 1723, «Юлий Цезарь» — 1724, «Тамерлан» — 1724, «Роделинда» — 1725, «Адмет» — 1726. В этих сочинениях Гендель выходит за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создает (свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания, стимулированный идеями просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождают негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создаются памфлеты, высмеивается сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители.  И хотя лондонские оперы Генделя распространяются по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отражается и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины.

В июне 1728 г. Академия перестает существовать, но авторитет Генделя как композитора с этим не падает. Английский король Георг II заказывает ему по случаю коронации антемы, которые исполняются в октябре 1727 г. в Вестминстерском аббатстве. Вместе с тем со свойственным ему упорством Гендель продолжает бороться за оперу. Он едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй оперной Академии. 

В апреле 1737 у Генделя случился удар, в результате чего были парализованы 4 пальца правой руки. Летом близкие стали замечать периодические помрачения рассудка Георга Фридриха, что давало повод думать о самом страшном. Однако уже через год он снова был в прежней форме, правда, опер больше не сочинял. 

1740-е гг. — блестящий период в творчестве Генделя. Шедевр следует за шедевром. «Мессия», «Самсон», «Валтасар», «Геракл» — теперь всемирно известные оратории — были созданы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени (1741-43). С марта по октябрь 1745 г. Гендель находится в тяжелой депрессии. И вновь титаническая энергия композитора побеждает. Резко изменяется и политическая ситуация в стране — перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии мобилизуется чувство национального патриотизма. Героическое величие генделевских ораторий оказывается созвучным настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель пишет 2 грандиозные оратории — «Ораторию на случай» (1746), призывающую к борьбе с нашествием, и «Иуду Маккавея» (1747) — могучий гимн в честь побеждающих врагов героев.

Гендель становится кумиром Англии. Библейские сюжеты и образы ораторий приобретают в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Язык генделевских ораторий прост и величествен, он влечет к себе — он ранит сердце и вылечивает его, он не оставляет за собой равнодушных. Последние оратории Генделя — «Теодора», «Выбор Геркулеса» (обе 1750) и «Иевфай» (1751) — открывают такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя.

В конце 1740-х гг. у Генделя ухудшилось зрение. 3 мая 1752 года его безуспешно оперировал доктор-шарлатан Джон Тейлор (до того оперировавший Баха в 1750 году, который тоже страдал от катаракты). Болезнь Генделя продолжила прогрессировать. В 1753 году наступила полная слепота. За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759 года, Гендель дирижировал ораторией «Мессия». Во время исполнения силы оставили его, Гендель почувствовал приближение смерти. Он составил окончательную редакцию завещания, сделал все распоряжения, которые счёл нужным, простился с друзьями и после этого попросил, чтобы его больше не тревожили и оставили одного. При этом он сказал: «я хочу быть один и умереть в Страстную Пятницу, чтобы с Богом и Спасителем моим увидеть и день Воскресения». Такого выражения глубокой веры от него не слышал никто и никогда за всю его жизнь. Его желание исполнилось. Он умер совершенно один в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 14 апреля 1759 года. Похоронен Гендель в Вестминстерском аббатстве.