Главная
<< назад
  • Богема

История создания

Богема, итал. La Bohème — опера в четырёх актах Джакомо Пуччини. Либретто по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» написали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в туринском Teatro Regio, дирижировал Артуро Тосканини.

«Богему» отличает отсутствие увертюры, опера разделена на 4 акта. Общая длительность составляет около 1 часа 50 мин. Богема является одним из самых значительных оперных произведений поколения композиторов следующего после Джузеппе Верди. Несмотря на то, что авторы либретто работали над ним  около двух лет, а саму музыку композитор написал всего за восемь месяцев, настолько увлекла его работа.  

Когда композитора работал над оперой, вокруг него сложился своеобразный круг друзей, который назвали «Клубом богемы». Они собирались в лесной хижине у озера, местечко называлось Торре дель Лаго на севере Италии. Гости шутили, играли в карты или музицировали. Нередко Пуччини принимался увлеченно работать над оперой «Богема», попутно советуясь с друзьями по поводу каких-либо деталей. Но иной раз он слишком отвлекался на охоту, из-за чего его супруга и близкие друзья слишком волновались.

Главные герои имеют своих исторических прототипов. Даже легендарное кафе «Момю» являлось очень популярным заведением среди парижской богемы. А образ Рудольфа был списан с самого автора романа Анри Мюрже. 

В 1957 году среди бумаг либреттиста неожиданно была обнаружена одна любопытная рукопись. Ею оказалось полная версия либретто, куда было включен недостающий фрагмент перед 3 актом. В нём рассказывалось, почему именно Рудольф приревновал свою любимую Мими. Оказывается, четыре друга устроили небольшую вечеринку прямо на улице, куда была приглашена и Мими. Мюзетта одолжила ей красивое красное платье и познакомила с Виконтом, который тут же пригласил красавицу на танец. Увидев это, Рудольф не смог сдержать своих чувств и сильно приревновал любимую.

Композитор и либретист Руджеро Леонкавалло предлагал Пуччини свою версию либретто, но встретив отказ, написал еще одну «Богему», которая  во избежание путаницы ставилась  под названием «Жизнь Латинского квартала» . После этого дружба композиторов закончилась.  Премьера творения Леонкавалло состоялась через год после пуччиниевского. В чем принципиальные отличия этих произведений? Опера Леонкавалло решена в традициях веризма, имеет в своей основе драматургию конфликта, острые и страстные диалоги. Пуччини, напротив, сделал упор на лиризм и романтизм богемного образа жизни. Принимали работу Леонкавалло более чем хорошо, она выдержала несколько постановок. Однако слова Пуччини оказались пророческими: публика сделала свой выбор в пользу его оперы. А сочинение Леонкавалло уже спустя двадцать лет после его создания почти не появлялось на сцене.

Неудачная премьера не помешала дальнейшему показу спектакля, к 1903 году на сцене Opéra-Comique «Богему» исполнили сотню раз. Несмотря на мировой успех произведения, автор нередко слышал упрёки от критиков, считавших музыку слишком трудной или недостаточно утончённой. 

Примечательно, что именно партия Рудольфа стала знаковой для знаменитого Луччано Паваротти и именно в этой партии он дебютировал на сцене. Неудивительно, что ее он исполнял на протяжении всей сольной карьеры на многих сценах Европы. Зрители до сих пор помнят его выступление в Ла Скала за одним пультом с Кляйбером. В последней сцене, он настолько вжился в роль страдающего Рудольфа, что плакал настоящими слезами.