Руджеро Леонкавалло - знаменитый итальянский композитор, положивший начало жанру "веризм" в музыке. Он одним из первых сделал героями своих произведений обычных людей. Широкой публике известен главным образом как автор оперы "Паяцы".
Леонкавалло родился 23 апреля 1857 года в итальянском Неаполе. Его отец возглавлял местный Трибунал, а мать происходила из артистической семьи.
Согласно фото архивных записей, в ноябре 1860 года в семье Леонкавалло появилась девочка, приходившаяся композитору кровной сестрой. Малышка умерла в раннем возрасте до церемонии крещения, и члены фамилии долго скорбели, отягощенные этой бедой. Трехлетнего Руджеро вместе с матерью отправили в провинцию Козенца, они поселились в уютном доме, расположившемся среди холмов. Мальчик имел уникальные шансы наслаждаться красотой природы и знакомиться с древними традициями обитателей южных округов. Местный маэстро Себастьяно Риччи стал первым учителем будущего композитора, мужчина познакомил талантливого ребенка с пьесами европейских мастеров. Для получения дальнейшего образования, связанного с музыкальным творчеством, Леонкавалло отправили в Неаполь в начале 1870-х годов.
В восемь лет мальчик поступил в консерваторию Сан-Пьетро-а-Майела, которую окончил в шестнадцать. Его учителями были такие видные музыканты, как Сэррао, Росси и Чези. В стенах национальной консерватории юноша научился играть на фортепиано и усвоил теоретические азы композиции на примере произведений прошлых лет. Студент подрабатывал гувернером у состоятельных аристократов, а потом, к радости родственников, поступил в Болонский университет. Получив престижный диплом бакалавра, Руджеро занялся написанием диссертации и вскоре с благословения специальной комиссии стал доктором филологических наук. Позже эти знания очень пригодились ему при сочинении либретто, которые он предпочитал писать сам.
Руджеро Леонкавалло преподавал пение в Италии и за ее пределами. Он получил большое признание публики как пианист-аккомпаниатор. До наших дней дошли аудиозаписи его выступлений с великим тенором Энрико Карузо. Вместе они объездили с концертами всю Европу. В 1877 году композитор встретился с Вагнером. Под сильным влиянием Вагнера Леонкавалло пишет оперу «Чаттертон», не имевшую успеха. А затем берется за масштабную эпическую поэму «Сумерки» в трех частях. В этом произведении композитор обращается к эпохе Возрождения с ее титанами мысли, героическими драмами и страстями. Но издатель не принял его рукопись.
После этой неудачи Руджеро Леонкавалло пробует силы в новом для него музыкальном стиле — веризме. Как раз в то время, когда композитор возвращается из Франции в Италию, в театре с невероятным успехом идет опера Масканьи «Сельская честь». Она повествует о простых людях и их бурных страстях. Композитор был глубоко потрясен увиденным на сцене и задумал оперу, которая стала его лучшим творением. Сюжет сразу же пришел в голову: воспроизвести в оперной форме тот страшный случай из жизни, свидетелем которого он был в пятнадцатилетнем возрасте: камердинер отца влюбился в странствующую артистку, муж которой, застав влюбленных, убил и жену и соблазнителя. Всего пять месяцев понадобилось Леонкавалло для написания либретто и партитуры «Паяцев».
Веризм (с итальянского — правдивый, истинный) — направление в искусстве, возникшее в 90-е годы XIX века. Авторы брали сюжеты из жизни современников, обычных людей, и раскрывали их с большой искренностью и простотой. Оперы в этом стиле писались небольшими по размеру и нарочито театральными, с завязкой непосредственно перед катастрофой и кровавым финалом.
Музыка веристов была тоже простой и доступной. Для нее характерны небольшие ариозо с яркой, запоминающейся мелодией. В этом стиле написаны оперы Верди и «Кармен» Бизе. К нему же относятся и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. В опере Леонкавалло трагедия жизни и смерти разворачивается бурно и динамично — в течение одного дня. Композитор использует прием «сцена на сцене»: одновременно с драмой героев идет представление бродячего балагана, контраст с которым придает особую остроту главному повествованию.
Опера была поставлена в Милане в 1892 г. под руководством молодого А. Тосканини. Успех был огромный. «Паяцы» появились сразу на всех сценах Европы. Опера стала исполняться в один вечер с «Сельской честью» Масканьи, знаменуя тем самым триумфальное шествие нового направления в искусстве — веризма. Пролог к опере «Паяцы», был провозглашен Манифестом веризма. Как отмечали критики, успех оперы в большой степени был связан с тем, что композитор обладал незаурядным литературным дарованием. Либретто «Паяцев», написанное им самим, очень лаконично, динамично, контрастно, в нем рельефно очерчены характеры персонажей. И все это яркое театральное действие воплощено в запоминающиеся, эмоционально-открытые мелодии. Вместо привычных развернутых арий Леонкавалло дает динамичные ариозо такой эмоциональной силы, какой до него итальянская опера не знала.
После «Паяцев» композитор создал еще 19 опер, но ни одна из них уже не имела успеха, подобного первой. Леонкавалло писал в разных жанрах: у него есть исторические драмы («Роланд из Берлина» — 1904, «Медичи» — 1888), драматические трагедии («Цыганы», по поэме А. Пушкина — 1912), комические оперы («Майя» — 1910), оперетты («Мальбрук» — 1910, «Королева роз» — 1912, «Первый поцелуй» — пост. 1923 и др.) и, конечно же, веристские оперы («Богема» — 1896 и «Заза» — 1900).
Решив закрепить приобретенное положение, Руджеро продолжил писать музыку и представил публике оперу «Богема» в 1897 году. Вопреки надеждам, итальянцы остались равнодушными к новому творению и не проявили должного уважения к композиторскому труду.
Это неблагополучное произведение послужило причиной размолвки с Джакомо Пуччини, покорившим публику знаменитой оперой «Тоска». Авторы одновременно работали над интерпретацией популярного романа, но кто первым завершит начатое, не было известно наверняка. В итоге на сцене итальянских театров появились две «Богемы», и Леонкавалло почел за лучшее собственную версию переименовать. Название «Жизнь латинского квартала» не изменило судьбу произведения, и автор сожалел о потерянном времени, но не мог повернуть его вспять.
Чтобы справиться с разочарованием, Руджеро отредактировал некоторые партии и создал другое произведение, известное как «Мими Пенсон». В либретто, самостоятельно переделанное, вплетались стихи известных поэтов, поэтому улучшенную постановку приняли в Италии и за рубежом. В самом начале XX века появилась новая опера «Заза», но только отдельные фрагменты изредка исполняются сейчас. Другие произведения «Цыгане» и «Царь Эдип», оставшиеся незавершенными, не достигли славы «Паяцев» и не пользовались любовью масс.
Кроме сочинений оперного жанра перу Леонкавалло принадлежат симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы, песни. Но только «Паяцы» до сих пор продолжают с успехом идти на оперных сценах всего мира.
В первом десятилетии XX века Руджеро жил в городе Монтекатини, именно там в 1919-м по неизвестным причинам его настигла смерть. Родственники, коллеги и поклонники, прибывшие на торжественные похороны, с грустью констатировали, что Италия потеряла талантливейшего из мужчин.
На церемонии в местной церкви прозвучала молитва «Аве Мария», а также песни, написанные композитором в 1900-х годах. Потом могилу Леонкавалло переместили с согласия властей Тосканы, и коммуна Бриссаго на юге Швейцарии стала местом, где сейчас покоится прах.