Главная
<< назад
  • Граф Ори

История создания

«Граф Ори» (фр. Le comte Ory) — комическая опера Джоакино Россини в двух актах на либретто Э. Скриба и Ш.Г. Делетр-Пуассона по их собственному водевилю 1816 года с тем же названием. По мнению ряда исследователей, одно из лучших произведений композитора. В частности, отмечается богатство мелодий, остроумие, тонкость и изящество оперы. Отмечают, что бурлеск в ней сочетается с лирикой, жанровые сцены — с романтическим колоритом.

Премьера состоялась в Париже в Королевской академии музыки, 20 августа 1828 года и вызвала у зрителей настоящее восхищение. 
При создании оперы Россини частично воспользовался материалом из своей оперы 1825 года «Путешествие в Реймс».

Премьера оперы в постановке Адольфа Нурри состоялась в Париже в Королевской академии музыки, 20 августа 1828 года и вызвала восторженную реакцию публики и критиков. Отмечалось, в частности, владение Россини французской просодией. «Газетт де Франс» заявляла: «Все итальянские композиторы, начиная с Саккини, зачастую в своих операх нарушали акцентуацию нашего языка; один Россини сумел победить трудность, до сих пор непреодолимую для композиторов.»

Высоко оценил «Графа Ори» и Гектор Берлиоз, который спустя десять лет писал, что это, «быть может, одна из лучших партитур Россини. Может быть, нигде, за исключением „Цирюльника“, композитор не был так остроумен и весел. Количество слабых мест… действительно незначительно в этой опере… особенно при сравнении с очаровательными местами, которыми она изобилует… Какое музыкальное богатство! Всюду роскошь удачных мелодий, новые рисунки аккомпанемента, изысканные гармонии, остроумные оркестровые эффекты, драматические ситуации, полные смысла и остроумия».

Большую популярность опера завоевала в Париже, именно там она принесла большой успех. Но спустя двадцать лет зрители потеряли интерес к опере. Скорее всего, это объясняется тем, что постановщикам не удавалось найти хороших актеров. В Италии же, оперу зрители не оценили ни в то время, ни на сегодняшний день. Неоднократно оперу Россини «Граф Ори» сравнивали с произведением Моцарта «Свадьба Фигаро», но в последней представлена более откровенная игра. В опере Россини же ее скрывают утонченность, вокальные и психологические хитрости. Комический стиль автора кажется немного обновленным и более насыщенным, удачным и сдержанным.

Данная опера значительно отличается от прежних произведений Россини. Ощущается, что Россини хотел, чтоб его запомнили во французском музыкальном театре, показать свое совершенство. По богатству настроений и умении передавать чувства, опера «Граф Ори» превосходит все творчество композитора. В некоторых эпизодах четко выделяются романтические черты. Когда Скриб предлагал сценарий Россини, он сравнивал графа с Дон-Жуаном. Но в музыке Россини ощущается «моцартовская» составляющая. Объединяясь, все эти элементы создают великолепное произведение, которым можно только наслаждаться.