Главная
<< назад
  • Адина, или Калиф Багдадский

История создания

По возвращении в Болонью в  1818 году Россини получил необычный заказ. Сын лисабонского префекта полиции и инспектор театров пригласил его написать  для лиссабонской примадонны, своей возлюбленной,  одноактную оперу-буффа для постановки в Лисабоне. Когда и где Россини закончил возникший в результате фарс "Адина, или Калиф Багдадский", неясно, но, похоже, к работе над ним он приступил в августе 1818 года. Его либретто представляло собой переработку текста Феличе Романи "Калиф и рабыня", сделанную его другом, художником маркизом Герардо Бевилакуа-Альдобрандини; некоторые стихи оттуда цитировались без изменений. Россини, очевидно, завершил "Адину" тем же летом и отослал ее в Португалию. Заказ явно был срочным, поскольку у композитора не было времени поработать над новым произведением серьезно. Однако в итоге запланированная премьера по невыясненной причине так и не состоялась, а партитура пролежала в личном архиве Россини до 1826 года, когда ее все-таки поставили в Лиссабоне. 22 июня 1826 .До сих пор не удалось достоверно установить, кто именно был таинственным заказчиком оперы и как звали примадонну, для которой она изначально предназначалась.года.

Опера была написана в тот де год, что и "Риччардо и Зораида".  Но «Адину» роднит с «Риччардо и Зораидой» не только год написания. Действие обеих опер происходит на мусульманском Востоке, есть сходство и в сюжетах: в обоих случаях тираничный правитель держит в плену девушку и принуждает к браку, несмотря на любовь героини к другому. В обоих случаях возлюбленный девушки проникает инкогнито во дворец тирана, чтобы вызволить ее оттуда. Обе оперы заканчиваются воссоединением влюбленных, но если в «Риччардо» тирана побеждает в бою герой, то здесь калиф внезапно сам из угнетателя превращается в заботливого отца.

Сюжет оперы незамысловат: калиф Багдада готовится к свадьбе с юной рабыней Адиной, которая относится к нему с явной симпатией, но все-таки влюблена в другого — Селима. Селим проникает в сераль калифа, переодевшись садовником, Адина готова с ним бежать, но в последний момент их останавливает дворцовая стража. Калиф в ярости, он собирается казнить Селима, но, как это часто бывает в операх, внезапно находит на шее Адины медальон с запиской, из которой следует, что она — его дочь.

Россини создавал оперу в спешке, поэтому, по своему обыкновению, привлек к работе помощников, а часть музыки просто позаимствовал из написанного еще в 1814 году «Сигизмунда». Полностью новых номеров, написанных самим Россини, в этой опере всего три: интродукция, большой квартет и финальное рондо Адины. Впрочем, даже в этих «новых» номерах натренированное ухо может распознать уже знакомую музыку.