Главная
<< назад
  • Отелло, или Венецианский мавр

История создания

«Отелло» (итал. Otello ossia Il moro di Venezia) ― опера Джоаккино Россини в 3-х действиях. Либретто Франческо Берио ди Сальса по одноимённой пьесе Шекспира. Премьера состоялась 4 декабря 1816 года в Неаполе, на сцене королевского театра «Дель Фондо»
В 1816 году двадцатичетырехлетний Россини написал и поставил три оперы: «Севильский цирюльник» по комедии Бомарше, «Газета» и «Отелло» по трагедии Шекспира. Заказ был сделан знаменитым неаполитанским импресарио Доменико Барбайей, который пригласил его в Неаполь. В этом крупном музыкальном центре Италии Россини должен был руководить двумя театрами — Сан-Карло и Дель Фондо.  
Барбайя познакомил композитора с маркизом Берио ди Сальса (1765—1820), страстным книгочеем. Особый его интерес вызывала литература английская. Уильям Шекспир (1564—1616) и одна из самых знаменитых его трагедий «Отелло» (1604) вызывали у Берио восхищение. Однако, сочиняя либретто для Россини, он весьма существенно переделал Шекспира. Иногда даже высказывались сомнения, положена ли в основу либретто трагедия Шекспира или вдохновившая его итальянская новелла Джиральди Чинтио (1566). Название новеллы «Венецианский мавр» стало вторым заголовком либретто. У современников Россини таких сомнений не возникало.

Действие целиком развертывается в Венеции (в трагедии лишь I акт, тогда как остальные четыре — на Кипре). Это позволило Россини ввести в последний акт песню венецианского гондольера, в которой он использовал знаменитую терцину Данте из «Божественной комедии»: «Нет большей скорби, чем вспоминать в беде о временах счастливых». Либретто Берио приближается к Шекспировской трагедии лишь в последнем, III акте. Здесь даже орудие убийства Дездемоны — кинжал — противоречит лишь традиции исполнения, а не тексту (в ремарке Шекспира сказано: «убивает её»). Зато два первых акта максимально приближены к привычным оперным ситуациям, так что рождается даже впечатление трагического варианта оперы-буффа Чимарозы «Тайный брак». Место невинно заподозренного Кассио занял Родриго, сын дожа, за которого отец Дездемоны готов её выдать замуж; таким образом, ревность Отелло имеет реальную почву. Оригинальная интрига с платком уступила место традиционной — с перехваченным письмом.

Премьера «Отелло» состоялась 4 декабря 1816 года в неаполитанском театре Дель Фондо и прошла с большим успехом. Роль Дездемоны исполняла знаменитая примадонна, испанка Изабелла Кольбран, для которой Россини писал главные роли в операх, поставленных в Неаполе. Шесть лет спустя она стала его женой.