Главная
<< назад
  • Сигизмунд

История создания

«Сигизмунд» с треском провалился в 1814-ом году в театре Ла Фениче в Венеции. Совершенно ужасное либретто Джузеппе Фоппы было предложено молодому композитору импресарио. Автор свидетельствует: либретто «Сигизмунда» невыносимо. Фоппа вытащил на свет легендарную историю, многократно использованную писателями и композиторами, даже единственная опера Шумана написана на этот сюжет. Речь идет о Женевьеве Брабантской. Только у Фоппы действие перенесено в Польшу (столь хорошо знакомая нам соседняя страна в первой половине девятнадцатого века заменила популярные в операх века восемнадцатого Турцию, Индию и прочие экзотические страны и, естественно, ничем не напоминала Польшу хоть сколько-нибудь реальную).

Словом, в «Сигизмунде» рассказана история Альдимиры, павшей жертвой коварного навета Ладислава, первого министра короля Сигизмунда и приговоренную к смерти за супружескую неверность. На самом деле ей удалось спастись, в то время как ее супруга терзают раскаяние и ужасные видения. Заканчиваются сложные перипетии восстановлением справедливости: Альдимира воссоединяется с Сигизмундом, а Ладислава ждет тюрьма. В «Сигизмунде» много прекрасной музыки, и находчивый юноша Россини быстренько перенес наиболее удачные куски в непосредственно последовавшим за ним «Елизавету, королеву Англии», а также в снискавшие популярность «Севильского цирюльника» и «Золушку».

В очень запутанно-сложной, но, кажется, даже несколько более правдоподобной, чем сама легенда, версии драмы, предложенной Фоппой, сюжет двухактной оперы гораздо уже, чем сама фабула всей истории, поэтому оригинальное издание ее либретто содержит и краткую предысторию, восстанавливающую события, произошедшие с героями до того, как поднимется занавес, а именно, что женой польского Короля Сигизмунда была Альдимира, что злодеем, оклеветавшим ее был королевский премьер-министр Ладислав, что, наконец, – в форме намека – Альдимира вполне могла избежать своей ужасной участи и каким-то чудесным образом спастись. Важно то, что предыстория заканчивается тезисом относительно того, что «дело» признания невиновности Альдимиры и ее последующее восстановление в правах и является предметом музыкальной драмы.