Главная
<< назад
  • Пробный камень

История создания

Россини стал ведущим композитором Италии, практически национальным героем, после премьеры 26 сентября 1812 г. в Ла Скала его седьмой оперы, первой большой оперы-буффа - "Пробного камня" (La pietra del paragone). Двадцатилетний юноша написал шедевр, сейчас совершенно незаслуженно забытый.

Либреттист Романелли придумал незамысловатую, но увлекательную историю, которая так и просилась на музыку.  Сюжет он придумал сам, не обращаясь ни к каким литературным источникам, как это обычно делалось. Граф Аздрубале, знатный и несметно богатый юноша, не уверен, что все его многочисленные друзья и в особенности молодая вдова маркиза Клариче, любят его не за богатство и высокое положение. Он придумывает испытание для них: он якобы уезжает и вновь появляется переодетый в своего кредитора, турецкого купца, с векселем на, практически, все его состояние. Общество немедленно начинает "расслаиваться", и преданными графу остаются лишь маркиза Клариче и друг графа, поэт Джокондо.

Главный "отрицательный" герой оперы - журналист Макробио, который сконцентрировал в себе все мерзкие черты, время от времени проявляющиеся в отдельных представителях этой профессии. Кроме перечисленных героев, на сцену выведены две дамы, мечтающие выйти замуж за графа, и патологический сплетник Пакувио.

Это, вероятно, одна из первых опер-буффа, в которой партия лирического героя-любовника поручается не тенору, а баритону. Ссылки на Моцарта, у которого в "Дон Жуане" и "Свадьбе Фигаро" тенорам поручаются второстепенные партии, дела не меняют: ни Фигаро, ни Дон Жуан не могут быть причислены к традиционным лирическим героям оперы-буффа.

Увертюра к "Пробному камню" часто исполняется в концертах, правда, без упоминания этой оперы - она известна... как увертюра к "Танкреду". Композитор просто использовал ее через несколько месяцев после премьеры "Пробного камня" в Милане для своей новой оперы "Танкред" в Венеции.