Главная
<< назад
  • Шёлковая лестница

История создания

Джоаккино Россини всегда славился умением быстро работать – широко известна история «Севильского цирюльника», написанного за двадцать дней. Столь поразительная работоспособность проявлялась еще в молодости – в ранний, венецианский период творчества. В то время композитор сотрудничал с Венецианским театром «Сан-Моизе». Театр этот специализировался на постановке фарсов – одноактных комических опер. В 1812 г., когда Россини было всего двадцать лет, одна за другой были созданы пять опер, и одна из них – комическая опера в 1 действии «Шёлковая лестница». По условиям заказа, оперу надлежало завершить к Пасхе – а ведь Россини в то время работал над оперой «Кир в Вавилоне», создававшейся для постановки в Ферраре. Тем не менее, столь интенсивная работа – над двумя произведениями одновременно – не помешала созданию прекрасной музыки.

Либретто Джузеппе Фоппа основывалось на водевиле, созданном французским драматургом Эженом де Планаром (правда, его четырьмя годами раньше использовал для своей оперы французский композитор Пьер Гаво, но итальянцев это не смущало). Сюжет был идеален для комической оперы – в нем присутствует и любовная интрига, и множество забавных ситуаций, и, конечно, счастливая развязка. Шелковая лестница, упомянутая в заглавии, в опере тоже присутствует – взбираясь по ней, герой оперы Дорвиль каждый вечер проникает в спальню к своей супруге Джулии… 

Создавая «Шёлковую лестницу», Россини экспериментировал с инструментами, стремясь найти необычные тембровые эффекты. Некоторые из его находок даже шокировала публику – например, в одном из моментов увертюры скрипачи в каждом такте слегка ударяли смычками по жестяным фонарям, освещающим пюпитры. Слушатели не оценили столь остроумной тембровой находки – это было воспринято как неуважение к публике и обернулось скандалом, который обрек премьеру на провал. Не удержавшись в репертуаре театра «Сан-Моизе» после неудачной премьеры, состоявшейся в 1812 г., опера была поставлена в следующем году в Синигалье, а в 1818 г. состоялась новая венецианская постановка.