Главная
<< назад
  • Брачный вексель

История создания

«Брачный вексель» — вторая опера Джоаккино Россини, созданная прославленным автором «Севильского цирюльника» в юношеские годы. 

В 1810 году Россини завершил обучение в лицее. В том же году певец и композитор Джованни Моранди и его супруга, актриса и певица Роза Моранди, поддерживавшие с семьей композитора дружеские отношения, должны были выступить в венецианском театре «Сан Моизе» в пяти «веселых фарсах» (маленьких комических операх), сочиненных четырьмя итальянскими и одним немецким композитором. Однако последний в Венецию не явился. Тогда Моранди представил Россини театральному импресарио маркизу Кавалли, который поручил восемнадцатилетнему композитору написать оперу «Брачный вексель» на либретто театрального поэта Гаэтано Росси, являющее собой сокращенную одноактную версию одноименной комедии в пяти действиях Камилло Федеричи. 

Буквально за несколько дней Россини сочинил музыку, добавив в качестве увертюры оркестровую пьесу, написанную им еще в Болонье. На репетиции артисты раскритиковали оперу: свежие и оригинальные находки Россини, нарушавшие господствующую в итальянской опере закоснелую рутину, были приняты за ученичество, певцы жаловались на чересчур громкое звучание оркестра, бас Луиджи Раффанелли возмущался, что его персонаж представляется публике не в большой арии, а в ансамбле. Россини был огорчен до слез. Но Джованни Моранди внес в партитуру небольшие изменения, а Роза Моранди выучила партию главной героини, и 3 ноября 1810 года состоялась премьера оперы в театре «Сан Моизе», имевшая огромный успех. Сообщавший о своем триумфе матери в Болонью, Россини с юмором и гордостью написал адрес: «Глубокоуважаемой синьоре Анне Россини, матери знаменитого маэстро Джоаккино Россини».

«Брачный вексель» выдержал несколько представлений в Венеции, в 1816 году был поставлен в Барселоне, в 1822 году — в Триесте, а в 1834 и 1837 годах — в Вене (сначала на немецком, а потом на итальянском языке). После этого опера была надолго забыта, и лишь в 1910 году ее вновь поставили в Венеции. В наши дни к первой комической опере Россини обращались неоднократно; в СССР ее постановка осуществлена Московским камерным музыкальным театром. 

На достаточно банальный сюжет Россини создал музыку, исполненную поразительной свежести и обаяния, искрометного юмора и мелодической щедрости. Образцом для композитора служили оперы его итальянских предшественников — Доменико Чимарозы и Джованни Паизиелло, но наряду с их ощутимым влиянием в «Брачном векселе» заметно и воздействие венских классиков — Гайдна и Моцарта. Музыка не пассивно иллюстрирует сюжетную канву, а как бы увлекает ее за собой, придавая персонажам отсутствующую в тексте яркую характерность, живо предвещающую зрелые шедевры Россини.