Главная

    Композитор Джоаккино Россини или, как его называли современники, «итальянский Моцарт», вернул опере былое величие – на счету мэтра 39 вокальных произведений, в том числе знаменитые «Севильский цирюльник» и «Золушка». Он был королем итальянской классической музыки, пока венец славы не украл Джузеппе Верди. Его самые известные оперы — это итальянские оперы-буффа «Севильский цирюльник» и «Золушка» и франкоязычные эпопеи «Моисей в Египте» и «Вильгельм Телль». Склонность к вдохновенным, песенным мелодиям — одна из ведущих черт творчества Россини, благодаря которой его прозвали «итальянским Моцартом».

    Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия. «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». До появления Верди Россини стоял в центре итальянской оперной жизни.

    Однажды он сказал: «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку».

    Джоаккино Россини появился на свет 29 февраля 1792 года в небольшом портовом городке Пезаро. Именно этот живописный город на берегу Адриатического моря стал пристанищем для странствующих музыкантов - родитетей будущего композитора. Отец, Джузеппе Россини, играл в оркестре на валторне, его супруга исполняла вокальные партии, обладая от природы чистым сопрано. Анна Гвидарини (в девичестве) не смогла получить должного музыкального образования, только врождённая способность разучивать на слух арии помогала ей удерживаться на позиции певицы провинциального театра.Отец Джоаккино часто попадал в передряги. Согласно историческим сводкам, Джузеппе дважды помещали под стражу: в 1790-м за уличную игру на трубе, в 1799-м – за поддержку войск Наполеона I, которые шли против католической церкви.

    Получив свободу в 1800 году, Джузеппе вернулся к жене и сыну. В это время Анна активно, по мере возможностей, старалась развивать уже оформившийся вокальный талант своего ребёнка. Мальчик обучался композиции, брал уроки сольфеджио у религиозных наставников. Вероятно, к 1804 году относятся первые композиторские опыты Россини. Шесть сонат для квартета были найдены в библиотеке Конгресса в Вашингтоне. Эти партитуры, которые чаще можно встретить в переложении для струнного оркестра, выявляют сходство молодого композитора с Гайдном и Моцартом, и, кроме того, в сонатах уже проявляются признаки оперных тенденций, акцентируются частые ритмические смены и преобладают ясные, песенные мелодии.

   В 1806 г. после нескольких лет бессистемных занятий музыкой и пением Россини поступил в Болонский музыкальный лицей. Там будущий композитор обучался игре на виолончели, скрипке и фортепиано. Занятия у известного церковного композитора С. Маттеи по теории и композиции, интенсивное самообразование, увлеченное изучение музыки И. Гайдна и В. А. Моцарта — все это позволило Россини выйти из лицея культурным музыкантом, хорошо овладевшим композиторским мастерством. В студенческие времена Джоаккино выступал в театре, поскольку от природы обладал чистым баритональным тенором. 

    Уже в самом начале творческого пути у Россини особенно ярко проявилась склонность к музыкальному театру. Первую оперу «Деметрио и Полибио» он написал в 14 лет.

    Родители, будучи людьми творческими, чувствовали, что будущее музыки — в опере. Центром этого жанра в Италии была Венеция, куда 18-летний Джоаккино переехал в 1810 году под опекой знакомого семьи, композитора Джованни Моранди.

    В 18 лет Россини пишет свою первую оперу «Брачный вексель». Комическая зарисовка была написана в сжатые сроки, автор работал в Венеции по приглашению семейной пары, друзей своих родителей. По возвращении с Болонью Джоаккино уже смел надеяться на поступление новых заказов: его дебют имел огромный успех и ознаменовал появление нового имени на сцене итальянского оперного театра. Ожидания оправдались: Россини получает предложения и начинает писать произведения с невиданной лёгкостью и скоростью, что полностью отвечает потребностям жадной до новых премьер публики. Россини сочиняет еще 3 пьесы: в 1812 году «Счастливый обман» и «Шелковая лестница», в 1813-м — «Синьор Брускино, или Случайный сын». 

    Россини писал не только для Венеции. В Болонье он успешно презентовал свое видение «Времен года» Гайдна, но потерпел неудачу со «Странным случаем». Ставились пьесы начинающего композитора в театрах Феррари и Рима. В Милане опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» (1812) за год игралась 53 раза, что принесло Россини не только финансовую выгоду, но и освобождение от военной службы и звание di cartello — композитора, чье имя на афишах гарантировало полный аншлаг.

    Опера «Танкред» (1813), написанная по одноименной драме Вольтера, была известна за пределами Италии — представления в Лондоне (1820) и Нью-Йорке (1825) имели колоссальный успех. Через несколько недель после показа «Танкреда» в Венеции Россини в спешке написал комедию «Итальянка в Алжире» (1813), которая только расширила круг его почитателей. Успех произведений был вызван не только превосходной музыкой, но и содержанием либретто, проникнутым патриотическими настроениями, столь созвучными национально-освободительному движению за воссоединение Италии, развернувшемуся в это время. Общественный резонанс, вызванный операми Россини, создание по просьбе патриотов Болоньи «Гимна независимости», а также участие в демонстрациях борцов за свободу Италии — все это привело к длительному негласному полицейскому надзору, который был установлен за композитором. 

    Оперы «Турок в Италии» и «Сигизмунд», написанные в 1814 году, не радовали венецианскую и миланскую публику. А вот 1815-й ознаменовал важный этап в творчестве Россини. В мае он переехал в Неаполь, чтобы возглавить королевские театры, в том числе Teatro di San Carlo, лучшую оперную площадку города.

    Некогда Неаполь считался оперной столицей Европы: здесь создавали шедевры Доменико Чимароза и Джованни Паизиелло. Россини с новаторским видением излюбленного итальянского жанра полюбился не сразу, а потому сочинил оперу «Елизавета, королева Англии» (1815). Интересный факт: произведение состояло из уже известных слушателям отрывков других его опер, то есть лучшей музыки, на тот момент написанной «итальянским Моцартом». Успех был колоссальным.

    В Неаполе Россини впервые писал спокойно, без спешки и стремления уложиться в сроки. У него в подчинении находились первоклассные певцы и оркестранты, а в распоряжении — площадка для репетиций. В благоприятной обстановке между 1815 и 1822 годами композитор сочинил еще 18 опер: 9 для театров Неаполя, еще 9 для других городов.

    В начале 1816 г. в Риме состоялась премьера «Севильского цирюльника». Написанная всего за 20 дней, — эта опера стала не только высочайшим достижением комедийно-сатирического гения Россини, но и кульминационной точкой в почти столетнем развитии жанра оперы-buifa.  Опера с таким названием уже была у Паизиелло, поэтому Джоаккино дал своей имя «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Дебютное представление провалилось, как оказалось, именно из-за названия. Когда публика поняла, что перед ними новое прочтение «Севильского цирюльника», то обеспечила Россини полные залы. Сейчас его версия комедии Пьера Бомарше является популярнее оригинала Паизиелло. С «Севильским цирюльником» слава композитора вышла за пределы Италии.

    Отличительной чертой творчества Россини, помимо феноменальной скорости работы, является тенденция заимствования. Автор часто переносил мелодии из увертюр и других частей оперы из одного произведения в другое, виртуозно вписывая их в общий контекст так, что они оставались узнаваемыми, но обретали совершенно оригинальное «прочтение». Отрывки из увертюры к опере «Пробный камень» оказались в опере «Танкред», а вступление к «Аврелиан в Пальмире» имеет завершение, сходе с финальной частью увертюры «Севильского цирюльника». Россини объяснял подобное обстоятельство тем, что повторным использованием старался спасти лучшие фрагменты, изначально оказавшиеся вписанными в неудачные, по его мнению, партитуры.

    Постепенно композитор теряет интерес к onepe-buffa. Написанная вскоре в этом жанре «Золушка» не являет слушателям новых творческих откровений композитора. Сочиненная же в 1817 г. опера «Сорока-воровка» и вовсе выходит за пределы комедийного жанра, становясь образцом музыкально-бытовой реалистической драмы. Уже через год Россини ясно осознал, что желает творить в более серьезном жанре, чем буфф. Его привлекала в большей степени героико-мифологическая направленность, исторические сюжеты, а также литературные картины, воплощающие истинную трагедию или драму. Результатом творческих экспериментов стали выдающиеся оперы «Отелло», «Моисей в Египте», «Магомет II».

    В 1820 году композитор приезжает в Вену и презентует австрийской богеме новую оперу «Зельмира». Её встречают с восторгом и благосклонностью. 

    В 1822 году состоялась знаковая встреча итальянского творца с немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. Россини на тот момент исполнилось 30, его визави — 51. Бетховен на тот момент уже страдал потерей слуха, но печальное обстоятельство не влияло на его осведомлённость в мире музыкального искусства и способность к сочинительству. Немецкий пианист настойчиво порекомендовал Россини не писать ничего, кроме комических опер, ибо во всём другом будет неизменно усматриваться насилие над его естеством. При этом Бетховен высоко оценил «Севильского цирюльника» и отметил: это произведение не сойдёт со сцены, пока существует как явление итальянская опера.

    Встреча с Бетховеном в австрийской столице поразила Россини до глубины души и вызвала целый спектр разноплановых эмоций. Во-первых, итальянец был неприятно удивлён: гениальный композитор выглядит совершенно неопрятно и живёт в скромных условиях, граничащих с откровенной нищетой. Во-вторых, Джоаккино сильно задели слова о том, что тот априори не может создавать серьезную музыку, ввиду недостатка образования, не позволяющего отобразить глубину подлинной человеческой драмы. Обиды и разочарования Россини в разговоре не выказал, но слова запомнил и всячески стремился доказать самому себе и всему музыкальному сообществу обратное, постоянно посягая на сложные по драматургии исторические и мифологические сюжеты.

    После австрийских каникул Россини ставит «Семирамиду» (1823) в Венеции, что становится его финальной работой для итальянского театра — в ноябре того же года композитор уезжает в Лондон, а затем в Париж. Там он живет до 1836 г. В Париже композитор возглавляет Итальянский оперный театр, привлекая для работы в нем своих молодых соотечественников; перерабатывает для Grand Opera оперы «Моисей» и «Магомет II» (последняя шла на парижской сцене под названием «Осада Коринфа»); пишет по заказу Opera Comique изящную оперу «Граф Ори»; и наконец, в августе 1829 г. ставит на сцене Grand Opera свой последний шедевр — оперу «Вильгельм Телль»,  по пьесе  Фридриха Шиллера. Увертюра к постановке считается самой популярной оркестровой партией в мире. Ее даже использовала в мультфильме «Микки Маус» кинокомпания Walt Disney. Россини называют мастером увертюр. Он создавал уникальные музыкальные шедевры по чёткой, всегда «работающей», формуле: медленное начало, простые запоминающиеся мотивы, возрастание динамики, превращающееся в яркую кульминацию через выразительное крещендо. 

    «Вильгельм Телль» был горячо воспринят публикой. В газете Le Globe писали, что «первый и последний акты оперы были написаны Россини, но средний акт — Богом». Никто, включая самого композитора, не знал, что эта опера станет последней.

   Эта опера принесла композитору орден Почетного Легиона, награду от французского короля Карла X. Однако не это стало основным символом признания. Опера знаменовала своеобразную революцию в оперном искусстве, заключающуюся в создании разграничения образов и характеров с помощью музыкальных выразительных средств. Россини сумел «обрисовать» героев оперы посредством музыкальных партий, а не просто создал оркестровый аккомпанемент под существующее либретто.

    По иронии судьбы, величайшее достижение Россини на оперной сцене («Вильгельм Телль» обладает сложной структурой и не подчиняется ранее признанным канонам) положило начало периоду депрессии.   Последовавшее за ним оперное молчание гениального маэстро, имевшего за плечами около 40 опер, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Россини было всего 37 лет, когда он замолк. Возможно, одной из причин «отречения» Россини было стремительное развитие романтизма в музыкальном искусстве Франции и Германии. Это художественное направление было чуждо ясному и стройному мироощущению Россини, называвшего себя «последним из классиков». Сам же композитор впоследствии писал: «Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить». 

    Почти 20 лет, с 1836 по 1856 гг,. Россини, окруженный славой и почестями, жил в Италии, руководил Болонским музыкальным лицеем и занимался педагогической деятельностью. В последующие за «Вильгельмом Теллем» годы Россини создал величественное духовное произведение «Stabat mater», Маленькую торжественную мессу и «Песню титанов», оригинальное собрание вокальных произведений под названием «Музыкальные вечера» и цикл пьес для фортепиано, носящий шутливый заголовок «Грехи старости».

    А в 1855 году Россини вернулся в Париж и остался там до конца своих дней. Во французской столице он пользовался чрезвычайной популярностью, был желанным гостем на светских мероприятиях. «Бриллиант» итальянской оперы заслуженно почивал на лаврах, лишь время от времени становясь за дирижёрский пульт. Некоторое время он был совладельцем Парижского оперного театра.

   Временами Россини ещё дирижировал, но, в основном, наслаждался славой заслуженного музыканта-композитора и занимался кухней. Большой гурман, он любил вкусные блюда и умел их приготовить, без конца выдумывая все новые рецепты, называя высокую кулинарию и прекрасную музыку «двумя деревами одного корня». Министры, послы и аристократы мечтали попасть на его роскошные приемы, где хлебосольный и остроумный хозяин предлагал изысканные блюда собственного сочинения. Винный погреб Россини был полон винами: от бутылок раритетной мадеры до белого вина из Йоханнесбурга, которым его снабжал Меттерних, и от марсалы до портвейна из запасов короля Португалии, фанатичного поклонника композитора. Его друг барон Ротшильд как-то прислал маэстро потрясающий виноград из своей оранжереи. Россини ответил с иронией, что, мол, благодарен, но не испытывает особой нужды в «вине из пилюль». Ротшильд намёк понял и послал другу своего прославленного «Шато-Лафита». Увы, гастрономическая невоздержанность привела к естественному результату: ближе к концу жизни Россини страдал ожирением и болезнью желудка. Он лечился на французских и немецких курортах и был вынужден постоянно соблюдать строжайшую диету. Однако сохранившиеся письма с этих курортов полны подробных описаний обедов, ужинов и рецептов продегустированных им блюд и вин. Существует множество рецептов блюд названных в честь прославленного композитора. Но что самое неожиданное — оперный гений отметился и в современной массовой кухне: в Пезаро, на его родине, подают весьма смелое новшество — пиццу «Россини» с яйцами и майонезом. Но постепенно им всё больше овладевала тяга к одиночеству, вытесняя склонность к веселью. Россини, однако, не перестал сочинять, хотя прекратил все контакты с широкой публикой, обращаясь преимущественно к небольшой группе гостей, завсегдатаев его домашних вечеров.

   Россини старался держать личную жизнь в секрете, но все равно прославился любовью к певицам, с которыми работал. Среди его избранниц были Эстер Момбелли и Мариетта Марколини. Самой важной женщиной в жизни Россини, как в интимном, так и профессиональном планах, стала Изабелла Кольбран, примадонна Teatro di San Carlo. Впервые Джоаккино услышал сопрано Изабеллы в 1807 году на сцене Болоньи. Переехав в Неаполь, композитор сочинял песни исключительно под свою возлюбленную. Кольбран появилась в главных ролях в операх «Елизавета, королева Англии», «Отелло», «Армида», «Дева озера», «Магомет II» и «Семирамида». В марте 1822 года Кольбран стала женой Россини. Бракосочетание состоялось в маленькой церкви в Кастеназо. На тот момент избраннице исполнилось 37 лет, а ее супругу — 30. Семейная жизнь изначально складывалась в гармонии. Стремясь, чтобы его возлюбленная блистала на сцене, Джоаккино целиком сосредотачивается на написании опер, где главные женские вокальные партии предназначены сопрано. Сложности начались тогда, когда певица стала стремительно терять голос. Впав в затяжную депрессию, женщина пристрастилась в выпивке и азартным играм, находя утешение в мнимом забытьи и пагубных страстях. Брак распался.

   В 1830 году Россини оставил супругу в Кастеназо, уехав в Париж. Больше они не виделись. В 1837 году маэстро заявил о расставании с Изабеллой. Его новой спутницей жизни стала Олимпия Пелиссье, бывшая куртизанка, с ней Россини уже встречался в течение 15 лет, но не афишировал эту связь.  Ради любимого она стала идеальной гражданской женой: готовила отвары трав, клизмы, пиявок, ухаживала за одеждой, париками и зубными протезами. Поженились они лишь в 1846 году и прожили душа в душу 22 года до самой смерти композитора. В обществе Олимпии композитор обретал необходимое утешение, моральную опору, поддержку. Эта женщина активно боролась с приступами депрессивного, упаднического состояния мужа и стремилась всякими путями вернуть его к активной творческой деятельности. Именно по её настоятельной рекомендации в середине 50-х годов Россини переехал в Париж из Италии. Детей у Россини не было ни от одной жены. 

   Чувствительный и чересчур мнительный нрав композитора проявлялся в различных ситуациях на протяжении всей жизни. Он интуитивно отрицал и не принимал технический прогресс, демонстрация которого повергала композитора в состояние ступора, шока, тяжёлого потрясения. Такая реакция возникла, когда Россини вынужден был преодолеть по воде расстояние между континентом и британскими островами. Композитор добрался до Англии на пароходе, а по приезду неделю провалялся в постели, ссылаясь на сильнейшее недомогание: так сильно испугал маэстро морской круиз. Лондон Россини покидал с твёрдым намерением никогда туда больше не возвращаться, несмотря на высокие гонорары, признательность и благодарность публики, в числе которой были и представители монаршей династии. Путешествие на поезде, предпринятое в 40-х годах, также обернулось неприятными последствиями для ранимой психики композитора.

   Осенью 1868 года Джоаккино Россини скончался от затяжной болезни, связанной с патологией кишечника. В последний путь гения проводили с почестями: оркестр исполнял знаковые эпизоды из известных произведений, соответствующие по настроению траурному событию. Композитора похоронили в границах некрополя Пер-Лашез. Впереди шли два батальона пехоты и оркестры двух легионов Национальной гвардии, исполнявшие Траурный марш из «Сороки-воровки», молитву из «Моисея» и отрывки из духовных произведений великого композитора. Только в 1887 году прах перевезли во Флоренцию. Согласно завещанию мэтра, его огромное состояние досталось родному городу Пезаро с тем, чтобы средства в дальнейшем пошли на развитие учреждений музыкального образования, поддержку юных дарований.