Главная
<< назад
  • Возвращение Улисса на родину

История создания

«Возвращение…» — первая из трёх опер, которые Монтеверди написал для бурно развивающегося венецианского оперного театра в течение последних пяти лет своей жизни. После первых, прошедших с успехом, спектаклей в Венеции опера была исполнена в Болонье и снова возвратилась в Венецию в карнавальный сезон 1640—1641 года. В дальнейшем, за исключением вероятной постановки при императорском дворе в Вене в конце XVII века, до начала XX века не ставилась.

В новое время музыка оперы стала известна после обнаружения в XIX веке незавершённой рукописи партитуры, которая имеет множество отклонений от сохранившейся версии либретто. После публикации в 1922 году партитуры её подлинность была поставлена под сомнение, в течение последующих 30 лет постановки «Возвращения…» были редким явлением на оперной сцене. В 1950-е годы опера была признана произведением Монтеверди. После исполнения в Вене и Глайндборне в начале 1970-х годов «Возвращение…» обрело популярность, было поставлено в оперных театрах всего мира и многократно записано.

Вместе с другими венецианскими произведениями Монтеверди «Возвращение…» считается одной из первых современных опер. Её музыка, обнаруживая влияние прошлой эпохи, раскрывает в то же время развитие Монтеверди как оперного композитора, использовавшего как новые формы: ариозо, дуэт и ансамбль, так и речитатив старого стиля. Снова, как и в первой своей опере, «Орфее», Монтеверди обращается к внутреннему миру человека, раскрывая посредством музыки его чувства и эмоции.