Главная
<< назад
  • Олимпиада

История создания

В 1735 году для открытия нового карнавалного сезона композитору заказывает оперу-seria римский Театр Тординона. Появляется его прославленная «Олимпиада» — вершина творчества Перголези в жанре оперы-seria, где наиболее полно выразилось его лирическое дарование. После нее Перголези к опере больше не обращается. В это время он уже служит регентом капеллы «Санта Мария» в Лорето. С детства нервный и болезненный, композитор постоянно чувствует себя плохо — сказывается начинающаяся чахотка. Вскоре он отказывается от должности регента и переезжает в небольшое местечко Поццуоли близ Неаполя. Там он полностью посвящает себя духовной музыке. Одна за другой появляются кантаты, мессы, Магнификат, другие духовные сочинения, и, наконец, Stabat Mater — вдохновенное произведение, до сих пор занимающее почетное место в мировом концертном репертуаре. Это произведение долго не могло удовлетворить художника: он усиленно работал над переделками Stabat Mater вплоть до последних дней жизни.

Поставленная в Риме в театре Тординона опера Перголези поначалу не снискала большого успеха, зато после смерти молодого автора ей начала сопутствовать воистину огромная слава. О широком распространении "Олимпии" Перголези свидетельствует необычное количество (более двадцати) сохранившихся рукописей партитуры.

Театр Тординона был давним театром, основанным в  XVII веке. Шаткие финансовые условия, в которых он работал, конечно, не конкурировали с неаполитанскими театрами, с которыми Перголези работал до этого момента. Метастазио был раздражен тем, что хор пришлось полностью сократить, потому что театр не мог себе этого позволить, а его труппа певцов не пользовалась хорошей репутацией. Папский запрет на участие женщин на сцене в Риме определил распространение кастратов, которые также исполняли женские роли; пять членов актерского состава принадлежали к этой категории, остальные две части были отданы тенорам. 

Восемьдесят лет спустя после создания «Олимпиады» Стендаль посвятил ей великолепные и прочувствованные строки, возвеличивая ее как одну из вершин оперного искусства XVIII века.

История, рассказанная в опере, разворачивается в эпоху классической Греции, во время олимпийских игр: Отец не дает Аристее  выйти замуж за любимого, а требует – за героя Олимпиады. Влюбившийся в Аристею принц Лисид позабыл ради такой награды свою невесту Аргену , но не верит, что сможет победить. Под его именем побеждает Мегакл, хотя тот сам влюблен в Аристею. Когда открывается подмена, отец впадает в гнев. Всех хотят казнить, но в последний момент все проясняется, и две свадьбы венчают оперу.

Эта опера - одна из лучших опер-сериа 18 века и одна из самых почитаемых тз более чем 50 опер либреттиста Метастазио.