Главная
<< назад
  • Служанка-госпожа

История создания

«Служанка-госпожа» (итал. La Serva-Padrona) — опера-буффа в двух актах, написанная Дж. Б. Перголези на либретто Дженнарио Федерико. Первая постановка — Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 28 августа 1733 года. Опера длится около 45 минут и первоначально исполнялась как интермеццо между актами большой оперы.

Интермеццо -  короткие музыкальные представления в жанре низкой комедии, для которых требовалось всего лишь два певца - сопрано и бас - и порой актер-мим (то есть актер без вокальной партии). В отличие от основной оперы, исполнявшейся на литературном итальянском языке, в «Служанке-госпоже» звучит неаполитанский диалект. Содержание ее, как и всех подобных интермедий, крайне несложно и состоит из ряда сценок домашнего быта. 

«Служанка-госпожа» была написана, чтобы служить именно таким intermezzo для трехактной оперы самого же Перголези «Гордый пленник», традиционной opera buffa, требующей мужского сопрано (кастрата) для главной женской партии и подлинного женское контральто для роли короля готов. Подобно пяти другим opera seria, которые Перголези сочинил за четыре года своей карьеры оперного композитора, «Гордый пленник» провалился. А вот «Служанка-госпожа» имела огромный успех. Две интермедии, из которых она состоит, могут исполняться - и так впоследствии и делалось - как одноактная комедия. Мелодии оперы простые и веселые, а ее перипетии и характеры, рожденные непосредственно комедией XVIII века, не только очень доходчивы, но и необычайно реалистичны. Так родилась музыкальная форма, получившая известность как opera buffa, у которой оказалась долгая и почетная история, а ее классический пример - «Служанка-госпожа» - имела сценическую жизнь почетную и столь же долгую. (Строго говоря, эта форма, возможно, родилась пятью годами раньше с «La contadina» - первым интермеццо, основанном на реальной пьесе. Но маленькое творение Перголези было первым, которое заслужило всеобщее признание.)

Героиня оперы — служанка Серпина. Хитростью, ловкостью и очарованием она завоёвывает сердце своего неуклюжего господина Уберто, увальня-аристократа, которому остаётся лишь покориться и сдаться.

Постановка оперы в Париже в 1752 году породила известную войну памфлетов с участием известнейших деятелей Просвещения, из которой родился новый жанр — французская комическая опера.

Впервые в России «Служанка-Госпожа» была исполнена итальянскими певцами в середине XVIII века, а особенную популярность приобрела в екатерининскую эпоху.