Главная
<< назад
  • Гордый пленник

История создания

В первые месяцы 1733 г. Перголези написал оперу “Il prigionero superbo” (“Гордый пленник”).  В антрактах “Гордого пленника” впервые увидело свет интермеццо «Служанка – госпожа» – одна из самых популярных музыкальных комедий XVIII века. Премьера оперы состоялось в театре Сан Бартоломео и была посвящена дню рождения императрицы Елизаветы Кристины, жены австрийского императора Карла VI. Эта постановка стала одной из последних, отдавших дань уважения былому могуществу северного владыки. Стареющий Карл VI в то время участвовал в войне за польское наследство, все более теряя власть над южными провинциями. Менее чем через год после премьеры правление Габсбургов в Неаполе было свергнуто.

В основу «Гордого пленника» было положено либретто Ф. Сильвани «La fede tradita e vendicata” («Верность преданная и отмщенная», 1704, впервые – с музыкой Ф.Гаспарини), принадлежащее в классическому периоду в развитии венецианской героической оперы. Постановки «Гордого пленника» в различных композиторских вариантах были наиболее многочисленны в начале XVIII века, вскоре после написания либретто. Затем в середине века возникла еще одна волна обращений к этому сюжету, и далее он был практически забыт.

В либретто Сильвани можно обнаружить все типичные для венецианских либретто черты. Прежде всего – наличие яркого «отрицательного» героя-тирана - Ричимера. Ричимер, захватив власть, шантажом и угрозами принуждает понравившуюся ему девушку к браку. Второе качество либретто Сильвани, отличающее либретто венецианской героической оперы, - подчиненное положение собственно любовных мотивов. В драме нет и следа «галантной» лирики. На первый план выходят не любовные переживания, а самоотверженная борьба за жизнь близкого человека.

Поэт, переработавший текст Сильвани для Перголези точно не установлен. На титульном листе издания указано имя Дж.Федерико, однако при этом не ясно, был ли он автором либретто и оперы seria или только интермеццо. Неаполитанский либреттист сохранил основную канву сюжета, но изменил имена персонажей. Герои «Гордого пленника» – норвежский король Сострат, его дочь Росмена, король готов Метальк, принц датский (Виридат) и богемский (Микисда). Кроме того, в драму была введена еще одна героиня – законная наследница норвежского трона Эриклея. Она обручена с королем готов, однако Метальк, забыв о своей нареченной невесте, влюбляется в Росмену, которая в свою очередь, как и у Сильвани, отдала сердце датскому принцу Виридату.

Таким образом, в неаполитанской версии либретто образуется два любовных треугольника, что не было характерно для венецианской традиции, зато в изобилии встречалось в либретто Метастазио.