Главная
<< назад
  • Король на час

История создания

Un giorno di regno, ossia il finto Stanislao (рус. Король на час) — опера Джузеппе Верди в жанре melodramma giocoso (комическая мелодрама) в двух актах на итальянское либретто Феличе Романи, основанное на пьесе «Ложный Станислав» (Le faux Stanislas) Александра В. Пинеу-Дюваля. Король на час стал первым опытом Верди в жанре комической оперы. Первая постановка прошла на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала 5 сентября 1840г.

После успеха оперы «Оберто», известный импрессарио Мерелли, убедившись, что он не ошибся в своем протеже, подписывает с Верди контракт, по которому молодой маэстро обязуется написать в ближайшие два года три новые оперы, то есть за 8 месяцев каждую. 

Импрессарио должен поставить их или в «Ла Скала», или в венском придворном театре «Кертнертон». Верди предполагал начать работу над оперой «Изгнанник» (либретто Росси), но Мерелли, вернувшийся из Вены в январе 1839, просит композитора изменить замысел в сторону комической оперы, премьера которой состоится осенью. Либретто «Изгнанника» было отложено и им воспользовался знаменитый в то время композитор Отто фон Николаи, автор популярной оперы «Винздорские проказницы». Мерелли предложил Верди на выбор несколько текстов Феличе Романи, известного поэта и журналиста, постоянного соавтора Беллини и Доницетти. Верди выбрал  «Мнимого Станислава», показавшегося ему лучше остальных. В основе сюжета оперы лежит история про польского короля Станислава Лещинского, скрывавшегося из-за войны за престол.

Однако  премьера «Станислава», переименованного в «День царствования» и состоявшаяся в «Ла Скала» 5 сентября 1840 года, закончилась провалом. Дело в том, что время, в которое создавалась эта комическая опера, оказалось самым страшным  в жизни композитора - именно в эти несколько месяцев  Верди потерял жену и двоих детей. 
В 1859 г. он писал  Рикорди: «Годом раньше «Навуходоносора» та же самая публика жестоко обошлась с произведением больного юноши, который был тогда в бедственном положении, чье сердце почти разрывалось от ужаснейшего несчастья! Обо всем этом знали, но не удержались от злого обращения. С тех пор я не видел больше «Станислава», вероятно, опера была плоха, но всякий знает, сколько принимали других, которые были не лучше, и им еще аплодировали!» 

Недостатки этого произведения во многом продолжают недостатки «Оберто». Это отсутствие непрерывного развития, недостаточная связность следования отдельных номеров. При очевидных недостатках оперу «Мнимый Станислав», однако, нельзя назвать слабой. Если в «Оберто» больше драматических находок, обусловленных близким Верди по духу сюжетом, то во второй опере сделан значительный шаг вперед в ансамблевых сценах, разнообразней стала ритмическая сторона мелодии. В «Мнимом Станиславе», также как и в «Оберто» есть находки, которые будут использованы в более значительных произведениях. Но это осуществится позднее. Пока Верди, сломленный недавней трагедией и провалом оперы, расторгает контракт с Мерелли и клянется не написать более ни одной ноты...