Главная
<< назад
  • Аида

История создания

«Аи́да» (итал. Aida) — опера Джузеппе Верди в 4 действиях, 7 картинах, на либретто Антонио Гисланцони по сценарию египтолога О. Ф. Мариетта.  известно, что он взял за основу легенду, которую расшифровал из древнего папируса.  Написана опера по заказу египетского хедива Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала. Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов. В опере повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды — дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне.
 

Удивительно, но Верди, когда ему в 1868 году поступил заказ сочинить спектакль для нового театра, построенного по случаю открытия Суэцкого канала, отклонил его. Но, любопытство взяло верх и через два года Верди, ознакомившись с сюжетом, настолько проникся им, что решил взяться за заказ. Заказ кадифа на написание оперы застал Верди в тот период, когда, после парижской постановки «Дон-Карлоса», он на некоторое время прервал свою творческую деятельность. После четырех лет молчания успех нового сценического произведения Верди, «Аиды», превзошел успех всех его предыдущих опер. Публика, собравшаяся по случаю открытия Суэцкого канала, приветствовала «Аиду» как непревзойденный шедевр итальянской оперы.

Шедрый кадиф, желая продемонстрировать перед миром свою любовь к искусствам и культуре, пригласил самых лучших исполнителей. По состоянию здоровья Верди не смог присутствовать на премьере. Дирижировал премьерой в Каире его друг, дирижер Боттезини. Но он присутствовал — сорок шесть дней спустя — на итальянской премьере в Милане. Успех этой постановки был столь же велик. С тех пор «Аида» является любимейшим оперным спектаклем и входит в репертуар практически каждой оперной труппы во всем мире.
 

Известно, что за «Аиду» Верди запросил — и получил без всяких торгов — гонорар в сумме 30 000 долларов. Контракт был подписан, когда композитор не написал еще ни единой ноты. И все, что покупатель получил за свои 150 000 франков, была только одна копия партитуры и право первому поставить оперу в Египте в Каире — и только в Каире. Верди сохранил за собой все остальные права, и они включали отчисления ему за каждое исполнение, где бы то ни было в мире, и публикацию партитуры и либретто. Если вспомнить, что в Европе в 1870 году 30 000 долларов равнялись примерно 200 000 долларов сегодня, а также, что не было налогов, можно представить себе, что хедив Египта, который заплатил эту сумму, сделал высокую ставку на музыкального гения.
 

Но деньги отнюдь не были для Верди на первом месте. Его усиленно уговаривали, чтобы он вообще взялся за оперу, но, когда он приступил к работе над «Аидой», он щедро заплатил своему либреттисту, а также передал часть аванса пострадавшим при осаде Парижа. Также он через несколько десяток лет на вырученные от постановок опер деньги построил больницу для крестьян и дом для престарелых музыкантов с полным пансионом. 

Он очень много и напряженно работал. В качестве исторической канвы Верди взял всего лишь четырехстраничный набросок сюжета, написанный египтологом Мариеттом Би, и вместе со своим французским другом Камиллом дю Локлем развил его в либретто четырехактной оперы. Затем он предложил итальянскому поэту Гисланцони переработать его в итальянское либретто, причем Верди сам дал предельно детальные предписания касательно поворотов сюжета и даже сам написал некоторые стихотворные строки. Что касается музыки, то она была написана за четыре месяца. 

Народ Италии почтил Верди славным именем композитора революции и свободы. Этому имени великий мастер остался верен и в «Аиде». Это опера об освободительной борьбе, а образ Аиды — памятник всем тем, кто пожертвовал своей любовью и счастьем ради своего народа.