Главная
<< назад
  • Трубадур

История создания

О

Опера «Трубадур» была восторженно встречена публикой 19 января 1853 года в римском театре «Апполло», когда даже наводнение не помешало собраться на премьере любимого композитора. Затем опера начала шествие по театрам всего мира. После римской премьеры опера была поставлена не только по всей Италии, но и в Париже, Лондоне, Петербурге. В России «Трубадур» сначала был исполнен силами итальянской оперной труппы (в 1856 году, сначала в Петербурге, потом в Москве), а в 1959 году – а Мариинском театре состоялась премьера на русском языке.

Работа над «Трубадуром», семнадцатой по счету оперой композитора, заняла в общей сложности около трех лет. Замысел оперы «Трубадур» возник у композитора через несколько месяцев после полного подавления революции 1848-1849 годов, когда в Италии воцарилась беспросветная реакция, репрессии, произвол военных и полицейских властей. В тот момент Верди была очень созвучная мрачная романтика пьесы Антонио Гарси Гутьерреса, известного испанского драматурга эпохи романтизма, по свое творческой направленности близкого к Виктору Гюго. Пьеса «Трубадур», сочиненная Гутьерресом в 22-летнем возрасте, была его первым произведением для театра и сразу прославила его имя. Премьера «Трубадура», состоявшаяся в Мадриде в 1836 году, имела триумфальный успех.

Сюжет пьесы связан с действительными событиями, разыгравшимися в начале XV века вокруг вопроса о престолонаследии в королевстве Арагон (в которое с XI века входило и расположенное в Пиренеях графство Урхельское).

Претендентами на престол были герцог Фернандо де Антекер и граф Урхельский. Первый пользовался поддержкой знати и крупного духовенства (в исторических документах  упоминается в том числе фамилия ди Луна), второй опирался на демократические слои населения, на народные низы. Поэтому борьба за престолонаследие приобрела одновременно и известный классовый оттенок. Борьба длилась около двух лет, пока специальная комиссия, созданная при арагонском парламенте для решения вопроса о правах обоих претендентов, не высказалась в пользу Фернандо де Антекера. Это было 25 июня 1412 года. Но граф Урхельский отказался признать Фернандо королем и поднял восстание, в котором его поддержало население города Урхеля, простой люд, а также кое-кто из рыцарей. В войне участвовали и наемные войска — гасконские и английские. В конце концов восстание потерпело неудачу, граф Урхельский был взят в плен, а войско его разгромлено под Балагером. Король великодушно простил мятежного графа и отпустил его с миром.

Таковы исторические факты, в той или иной мере использованные Гутьерресом,— разумеется, очень свободно, в духе романтической драмы Гюго. В сущности, из истории взяты им лишь эпоха и общая атмосфера непримиримой междоусобной войны. Правда, лагерь «мятежников» не показан Гутьерресом прямо: он сначала получает характеристику в возмущенных высказываниях представителей арагонской знати, затем в ходе событий постепенно раскрываются жестокость и лицемерие графа ди Луна и его приспешников, а им противопоставляется благородство трубадура Манрике — так автор показывает зрителю, на чьей стороне истинная справедливость в этой борьбе. Исторически вполне реальна и взятая Гутьерресом знатная арагонская фамилия владетельных графов Бискайи ди Луна. Но, разумеется, сюжетная линия, связывающая в единый узел судьбу старой цыганки Азучены и двоих сыновей графа ди Луна, была плодом фантазии драматурга, как и история личного соперничества героев драмы в любви к прекрасной Леоноре.

2 января 1850г. Верди написал своему либреттисту Сальваторе Каммарано: «Дорогой Каммарано, сюжет, который мне бы хотелось обработать и который я вам предлагаю – это Трубадур, испанская драма Гутьерреса. Она кажется мне прекрасной: в ней интересные идеи и сильные ситуации. Я бы хотел две женские роли: главная из них – цыганка, характер необыкновенный, ее именем оперу и назову.  Другая – партия для второстепенной певицы. Итак, за работу. И дайте все, на что вы способны, но только быстро-быстро».

Камарано ответил не сразу – он был смущен сюжетом пьесы и тем, что цензура посчитала бы его крамольным. Но Верди не отступал и в 1951 году, закончив работу над оперой «Риголетто», снова обратился к либреттисту. В апреле 1851 года Верди получает от Каммарано текст либретто, но остается недоволен – интрига оказалось слушком запутанной, со множеством второстепенных деталей. Верди попросил поправить либретто. Либреттист Каммарано был опытным оперным драматургом и работал по прямым указаниям композитора. Он перенес в сценарий «Трубадура» основные ситуации пьесы, нашел для некоторых эпизодов новые драматургические решения, сочинил выразительный литературный текст.  Но внезапная смерть либреттиста летом 1852г. прервала работу над оперой. По оставшимся наброскам Каммарано третье и четвертое действие дописал молодой поэт Леоне Бардаре.

В центр развивающихся событий, ставится цыганка Азучена, акцентируя важнейший для композитора мотив отмщения. Как уже упоминалось, в начале работы над либретто Верди даже хотел назвать оперу именем цыганки, считая ее главной героиней. Да и в дальнейшем, во многом отойдя от своих первоначальных намерений, композитор остался верен этой основной идее. «...Самая значительная часть драмы...— пишет он незадолго до премьеры «Трубадура», 1 января 1853 года,— заключается... в одном слове... «Отмщение».

Как видно, эта идея захватила Верди еще в те дни, когда гибель лучших сынов родины, репрессии, изгнания и мрак вновь воцарившегося над Италией иноземного владычества вызывали острую боль в его сердце. Именно кабалетта и хор «К оружию», то есть музыкальное решение финала третьего акта, вносят в пьесу  наиболее существенные поправки. Это не только импульсивный, полный темперамента и бьющей через край энергии героический призыв к «действию вообще». Подобно своим современникам, работавшим в итальянском драматическом театре, композитор нарочито концентрирует в этом «ударном» эпизоде лексические обороты, которые могли вызвать у широкого итальянского слушателя начала 50-х годов только один, вполне определенный круг ассоциаций: «многострадальная мать», «злобные тираны», «кровью злодеев залить приготовленный для тебя костер», «вернуть тебе свободу или погибнуть в бою». Вся эта лексика, хорошо знакомая по речам революционных ораторов и газетным статьям 1848 года, в опере Верди зазвучала с десятикратной силой благодаря гениально простой музыке, которая сама по себе также вызывала ассоциации с революционными песнями эпохи. Это и создало ту мощную кульминацию, тот неожиданный для драмы Гутьерреса революционно-патриотический «взрыв», который был безошибочно понят итальянской публикой на первом же спектакле 19 января 1853 года в Риме и привел к ураганной, долго не смолкавшей овации. Ведь речь шла об освобождении матери-родины — многострадальной Италии!

Примечательно, что Верди заканчивал либретто именно третьего акта самостоятельно, без помощи какого-либо другого драматурга и явно вразрез с Гутьерресом. Либреттист Леоне Бардаре помогал ему в подтекстовке стихов. Среди хоров «Трубадура», помимо финала третьего акта, есть еще один, также введенный Верди (подобного эпизода нет у Гутьерреса). Это хор цыган, по «массовой» песенности своего языка напоминающий хоры из патриотических опер Верди 40-х годов, прославивших его имя. Подобно Байрону, композитор, рисуя образ бедного кочевого народа, воспевает его близость к природе, его простую и вольную жизнь. А музыка, напоминающая светлый, энергичный марш-шествие, непосредственно возникшая из интонаций революционных песен итальянских патриотов, невольно рождает мысль: за свободу надо бороться. Быть может, Верди даже не размышлял на эту тему, просто образ вольных людей подсознательно переключился в эту широкую победную мелодию. Если рассмотреть последовательную цепь музыкальных эпизодов — хор цыган, кабалетта с хором «К оружию» и, наконец, сцена с закулисным «Miserere»,— то оказывается, что музыка Верди вносит существенную поправку в драму Гутьерреса: она создает образ вольного народа, народа, восстающего на борьбу, а затем раскрывает трагедию гибели его сынов, то есть говорит о том, что невозможно было открыто высказать в те времена словами. Не потому ли итальянская публика, нимало не смущаясь мелодраматическими ситуациями и средневековыми ужасами сюжета, приняла его немедленно как нечто свое, родное, говорящее о самых волнующих событиях? Именно музыкой сказал композитор своему народу все, что думал о его судьбе.

Интересные факты:

  • Сюжет оперы основан на реальных событиях, которые и описываются в литературном источнике.
  • Сюжет настолько увлек Верди, что саму музыку он написал его всего за 29 дней.
  • Первая постановка в Риме была окружена мистикой, из-за того, что ночь была необычайно темной и грозовой, с наводнением.
  • Благодаря ярким номерам, опера «Трубадур» является одной из самых популярных в мире и входит в золотую коллекцию оперных произведений
  • Многие мелодии из оперы стали любимыми революционными песнями народа Италии.
  • Либретто спектакля слишком запутано, даже внимательно прочитав его, не понято, как Манрико становится трубадуром и собственно, почему ему оказывает такие почести сам Испанский король.
  • Сюжет Трубадура просто невозможно пересказать правильно и точно, ни разу не сбившись.  В Милане даже хранится бутылочка шампанского в трактире недалеко от театра «Ла Скала» для того, кому все-таки удастся это сделать.
  • Чтобы помочь зрителям, композитор и либреттисты ввели рассказы, поясняющие происходящее на сцене.
  • Верди прекрасно осознавал, что его произведение получилось слишком мрачным, это он подтвердил в своем письме к другу К. Маффеи.
  • Miserere из оперы Трубадур, по словам самого композитора, послужило прообразом знаменитого суда над Радамесом из «Аиды». Даже имеются общие черты в возгласах Амнерис и Леоноры.
  • В 1949 году оперу экранизировал режиссер К. Галлоне
  • С оперой «Трубадур» связан один забавный случай из жизни композитора. Закончив работу над произведением, он решил позвать одного музыкального критика, который всегда был настроен скептически по отношению к Верди и считался бесталанным писакой. Проиграв ему несколько наиболее удачных номеров, по своему вкусу, композитор поинтересовался, понравилось ли критику услышанное. Конечно же, тот разгромил музыку, назвав ее плоской и неинтересной. Верди очень обрадовался, услышав это, и кинулся пожимать руку строгому критику, который был ошарашен всем происходившим. Но композитор отметил, что очень обрадовался и ничуть не огорчен, ведь его слова означают, что новое произведение ждет несомненный успех.
  • Еще один интересный факт связан с творчеством великого маэстро. Однажды его спросили, какое свое творение он считает самым лучшим. Не раздумывая, Верди ответил, что дом, построенный им для престарелых музыкантов.
  • Примечательно, что сложность партий главных героев, а также их излишняя эмоциональность вынуждали многие театры мира отказаться от постановки «Трубадура».
  • По-настоящему справились с непростыми партиями, лишь немногие исполнители с мировыми именами: Паваротти, Доминго, Каллас, Карузо, Тебальди, Нетребко.