Главная
<< назад
  • Двое Фоскари

История создания

Двое Фоскари (итал. I due Foscari) — опера Джузеппе Верди в трёх действиях, на итальянское либретто Франческо Мария Пьяве, основанное на исторической пьесе Джорджа Байрона. Верди обратил внимание на пьесу Байрона в начале 1843 года, но когда он предложил этот сюжет театру Ла Фениче в Венеции, пьесу отвергли за несоответствующее политическое содержание. Правящие семьи Венеции, в том числе и семейство Фоскари, не согласились бы с подобной постановкой. В то же самое время театр Арджентина в Риме отказался от предложенной Верди оперы на сюжет Лоренцино Медичи. Взамен композитор предложил театру оперу «Двое Фоскари», которая и была впервые представлена зрителю 3 ноября 1844 года.

Композитор принял активное участие в написании либретто. Он писал письма Франческо Марии Пьяве, где обратил внимание либреттиста на детальную обрисовку характеров героев. Верди сделал пьесу более колоритной, смог учесть предпочтения римской публики и, конечно же, донести до публики свое видение трагедии и главных героев. В результате дует Пьяве и Верди создал впечатляющее произведение.

 

Верди стремился к максимально сжатому, но очень выпуклому тексту, содержащему самое необходимое. Поэтому даже большая сюжетная разветвленность не приводит Верди к расширению размеров произведения и позволяет создать сконцентрированный спектакль.

Опера имеет ряд характерных особенностей. Трагедия Байрона очень статична, внешне мало эффектна, но насыщена психологической глубиной. Контрасты в ней внутренние, раскрывающие состояние героев. Верди отлично это понимал и, наряду с достижениями прошлых опер, использовал новые средства. В опере нет любовной интриги, основное содержание составляет судьба трагического рода Фоскари, ставшего жертвой политической борьбы. Главное значение здесь приобретают лирические сцены, общая атмосфера сочинения достаточно мрачная.

 

Историческая драма Байрона «Двое Фоскари», вдохновившая Верди на создание оперы, рассматривает сложную психологическую дилемму: долг перед государством и отцовское чувство. Стареющий дож Франческо Фоскари, потерявший троих своих сыновей, следует закону даже тогда, когда его единственного из оставшихся в живых сына Якопо могущественный «Совет Десяти» (высший карательный орган республики) обвиняет в государственной измене. И, несмотря на то, что Якопо отвергает участие в предательстве, ведущий обвинитель и старый соперник Фоскари дож Лоредано, не скрывающий своего восторга от возможности взять реванш, – непреклонен. Старый же дож Фоскари, чья власть иллюзорна, несмотря на просьбы Якопо и его жены Лукреции отказывается вмешаться в судьбу сына, ибо то ли не видит политической игры, затеянной его соперником, то ли слепо верит в правосудие.

 

Премьера «Двух Фоскари» состоялась 3 ноября 1848 года в театре «Арджентина» и прошла с успехом. Доницетти, пристально следивший за развитием таланта молодой итальянской звезды, и, в отличие от многих современников, не питавший зависти к чужим удачам, вновь восторженно отозвался о новой опере молодого маэстро, назвав его гением. В дальнейшем опера не имела успеха, что Верди был склонен объяснять ее мрачным характером.

Если в «Эрнани» композитор открыл «испанскую тему», получившую развитие в «Трубадуре», «Силе Судьбы» и «Доне Карлосе», то в опере «Двое Фоскари» он обратился к эпохе тирании «Совета X». Атмосфера этой эпохи найдет продолжение в сюжете и музыке оперы "Симон Бокканегра" (1857) и оперы Понкьелли «Джоконда» (1876).

 

С момента первого представления к 1860 году опера выдержала по меньшей мере 22 постановки в разных городах Италии, включая Флоренцию, Болонью, Кремону, Милан, Неаполь и Модену. В 1946 году оперу увидели в Лиссабоне, а в 1950 и 1951 годах — в Палермо и Турине.

Первое представление оперы в Великобритании состоялось в Театре Её Величества в Лондоне 10 апреля 1847 года. В США опера впервые показана в Бостоне 10 мая 1847 года. Париж увидел постановку в декабре 1846 года в Театре итальянской комедии.