Главная

Дмитрий Борисович Кабалевский родился в 1904 году, 17 декабря по старому стилю или 30-го по новому. Отец будущего знаменитого композитора был математиком, впоследствии стал одним из основателей советской системы страхования, мать Дмитрия была домохозяйкой и всегда служила своим детям опорой и поддержкой, даже в самые тяжелые времена.

Дед Дмитрия Борисовича был военным инженером, организатором завода по производству пуль в Луганске, он ушел в отставку в чине генерала, получив за выдающиеся заслуги личное дворянство.

К своему дворянскому происхождению и Кабалевский, и его отец относились скептически, по воспоминаниям самого композитора, родитель всегда старался внушить своим детям уважение и теплое отношение к людям вне зависимости от чина, профессии или сословия. Благодаря мнению отца о том, что на дворянском происхождении «мир колом не сошелся», Кабалевский не получил «сословного» образования – он обучался сначала в училище, где преподавали детям непривилегированных сословий, а затем поступил в гимназию, куда набирали также по заслугам, а не по статусу.

С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

В 1918 году семья переехала в Москву. Именно там, когда ему исполнилось 14 лет, Кабалевский, по его собственному выражению, «взял второй музыкальный старт», теперь не по желанию родителей, не потому, что так было принято в семьях их круга, а по непреодолимому душевному влечению. Он поступил в 3-ю Государственную музыкальную школу на Арбатской площади, был принят в класс к ее директору В.А. Селиванову, «испугавшись» внешности одной из знаменитых сестер Гнесиных. По завершении обучения в школе, Кабалевский был принят в музыкальный техникум, продолжая при этом относиться к музыке, как к занятию дополнительному. Окончив школу, Кабалевский попытался поступить в институт и освоить профессию, далекую от музыки, также он изучал живопись и продолжал учиться в музыкальном техникуме.

Но постепенно будущий композитор понял, что совмещать не выйдет. Он бросил сначала студию, затем институт, и в его жизни остался только Первый Музыкальный Техникум имени Скрябина. .

А потом, с 1922 по 1925 год, были занятия сочинительством и, по настоянию Селиванова, создание для единственного ученика класса композиции в техникуме – много труда, тяжелая работа, первые успехи.

Затем – Московская Консерватория, которую Кабалевский окончил с большим успехом, и сочинение музыки длинною в жизнь, музыки для детей и взрослых, музыки, которая звучала для молодого советского народа, с которым Дмитрий пережил все радости и невзгоды.

а годы пребывания в консерватории юноша показал себя активным общественным деятелем. Он принял горячее участие в работе так называемого Проколла — производственного коллектива студентов-композиторов, которые отрицательно относились к старому художественному наследию, считая его отжившим дворянским искусством, и призывали к созданию нового, понятного рабочим, крестьянам и красноармейцам. Основное внимание уделялось хорам, массовым песням. Кабалевский бывал на заводах, фабриках, в воинских частях, занимался с кружками самодеятельности, при этом продолжал работать с детьми и писать для них. К окончанию консерватории им были написаны струнный квартет и Первый концерт для фортепиано с оркестром.

На протяжении 30-х годов появляются сочинения в разных жанрах — «Поэма борьбы» на слова пролетарского поэта А. Жарова, три симфонии, из которых Первая посвящена «15-летию Великой Октябрьской революции», а Третья — Реквием памяти Ленина. Он пишет музыку к нескольким фильмам. Наиболее интересной и потом широко зазвучавшей по всей стране стала музыка к комедии «Антон Иванович сердится», в которой снялся знаменитый тенор С. Лемешев.

Одновременно с сочинением все эти годы Кабалевский занимался педагогикой, и не только детской: с 1932 года он стал преподавать в Московской консерватории, в 1935 году без защиты диссертации получил ученую степень кандидата искусствоведения, в 1939 году стал профессором.

 Многие страницы своих сочинений Кабалевский посвятил молодежной теме. Образы детства и юности органично входят в его крупные сочинения, часто становясь основными «действующими лицами» его музыки, не говоря уже о песнях и фортепианных пьесах, написанных специально для детей, которые композитор начал сочинять уже в первые годы своей творческой деятельности. К этому же времени относятся и его первые беседы о музыке с детьми, получившие в дальнейшем глубокий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере Артек еще до войны, Кабалевский в последние годы вел их и в московских школах. Они были записаны на радио, выпущены на пластинках, а Центральное телевидение сделало их достоянием всего народа.

После начала Великой Отечественной войны, как и многие другие столичные учреждения, Союз композиторов был эвакуирован. Кабалевский вместе с ним оказался в Свердловске (раньше и ныне — Екатеринбург). Там он преподавал в Уральской консерватории, организовывал концерты и беседы об искусстве в ремесленных училищах. В 1942 году музыкант несколько раз ездил в действующую армию.Осенью 1943 года Кабалевский побывал в осажденном Ленинграде, а вернувшись оттуда приступил к созданию одного из лучших своих сочинений. Этим сочинением стали «24 прелюдии для фортепиано» — цикл небольших пьес, в основе каждой из которых лежит народная мелодия, по-своему оригинально претворенная автором. Законченные осенью 1944 года, они впервые были исполнены Я. Флиером уже после окончания войны. Ряд крупных музыкантов обратился к ним, их включили в свой репертуар Горовиц, Смит, Магалов и другие. ... 

Темы и замыслы, связанные с военной тематикой, еще долго не оставляют композитора. Образами и событиями минувших грозных лет навеян Второй струнный квартет, некоторые из песен, Вторая и Третья фортепианные сонаты, наконец — опера «Семья Тараса» по повести Б. Горбатова «Непокоренные», создававшаяся на протяжении 1946—1950 годов.

Все эти годы продолжается работа над произведениями для детей. В 1944 году появляется сборник из 24-х легких фортепианных пьес, затем «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «Четыре песни-шутки» на стихи С. Михалкова. В конце 40-х годов у композитора возник замысел создания триады инструментальных концертов для юных исполнителей. 

Много работает композитор в кино. «Первоклассница», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Вихри враждебные», «Вольница» — эти разные фильмы разных режиссеров одинаково профессионально «озвучены» Кабалевским. А в течение 1956—1959 годов он создает самую значительную из своих киноработ — музыку к трилогии «Хождение по мукам» по роману А. Толстого. 

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. В советской музыке это не первое сочинение такого плана— еще в середине 30-х годов появился первый атеистический, не только не основанный на богослужебных текстах, но прославляющий борца за коммунизм Реквием памяти Кирова М. Юдина, затем, в 1946 году, — Реквием памяти павших героев Ю. Левитина. Так что Кабалевский лишь продолжил традицию советского атеистического реквиема. Однако его сочинение стало наиболее популярным в этом ряду. 

В конце 60-х годов композитор возвращается к опере своей молодости, которой теперь возвращено ее настоящее имя — перерабатывает «Кола Брюньон». Премьера второй редакции состоялась в начале 1968 года в Ленинградском Малом оперном театре. 

Последние годы проходили сложно: кипучая деятельность, часто связанная с поездками, как по стране, так и за рубеж, чередуется с долгим пребыванием в больницах и санаториях. Основные силы теперь композитор вкладывает в продвижение своего любимого детища — программы по музыкально- эстетическому воспитанию, которая встречает упорное сопротивление Академии педагогических наук. В начале 1987 года в Москве собрался международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества». Руководство страны просило Кабалевского непременно принять в нем участие — таким международным авторитетом он обладал. И композитор отменил из-за этого намеченные поездки. 14 февраля он был на открытии форума, встретился со многими знакомыми из разных стран мира. На пути домой в машине разговаривал с шофером, но внезапно умолк. Шофер оглянулся, остановил машину: сердце его пассажиру билось. Так ушел из жизни, словно на лету, в кипении дел, этот человек — в Москве 14 февраля 1987 года.