Главная

Кристоф Виллибальд Глюк — великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. Сведения о ранних годах Кристофа Виллибальда фон Глюка крайне скудны, и многое из того, что было установлено ранними биографами композитора, оспаривалось более поздними. В 1714 году 2 июля в семье Александра Глюка и его жены Марии, проживающих в местечке Эрасбах, расположенном недалеко от баварского города Берхинг, произошло радостное событие: на свет появился мальчик – первенец, которому счастливые родители дали имя Кристоф Виллибальд. Старшему Глюку, который по молодости служил в армии, а затем выбрал себе в качестве основного занятия работу лесничего, поначалу не  везло с трудоустройством, и по этой причине всему семейству приходилось часто переезжать, меняя место жительства, пока в 1717 году не довелось перебраться в чешскую Богемию.

Биография Глюка гласит, что уже с раннего возраста родители стали замечать у своего сына Кристофа особенные музыкальные способности и интерес к освоению различного рода музыкальных инструментов. Александр был категорически против подобного увлечения мальчика, так как в его помыслах первенец должен был продолжать семейное дело. Едва Кристоф подрос, отец стал привлекать его к своей работе, а когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители определили его в иезуитскую гимназию в чешском городе Комотау. В учебном заведении Кристоф осваивал латинский и греческий языки, а также изучал античную литературу, историю, математику, естествознание. Помимо основных предметов он с увлечением овладевал музыкальными инструментами: скрипкой, виолончелью, фортепиано, органом и, имея хороший голос, пел в хоре церкви. В колледже Глюк обучался более пяти лет и, несмотря на то, что родители с нетерпением ждали возвращение сына домой, юноша не вернулся домой и наперекор их воле решил продолжить своё образование. 

В 1732 году Кристоф поступил в Пражский университет на факультет философии, и, лишившись из-за своего непослушания материальной поддержки родственников, зарабатывал себе на жизнь музицированием на скрипке и виолончели в составе бродячих ансамблей. Помимо этого Глюк служил певчим в хоре костёла Святого Якуба, где познакомился с композитором Богуславом Черногорским, явившимся для Глюка учителем музыки, который познакомил юношу с основами композиции. В это время Кристоф начинает понемногу сочинять, а затем упорно совершенствовать свои композиторские знания, приобретённые от выдающегося маэстро. В Праге молодой человек прожил всего два года, после примирения с отцом он был представлен князю Филиппу фон Лобковицу (у него Глюк-старший в то время состоял на службе). Знатный вельможа, по достоинству оценив музыкальный профессионализм Кристофа, сделал ему предложение, от которого юноша не мог отказаться. В 1736 году Глюк становится певчим в капелле и камер-музыкантом в венском дворце князя Лобковиц.

Вскоре итальянский меценат А. Мельци предложил Глюку место камер-музыканта придворной капеллы в Милане. В Италии начинается путь Глюка как оперного композитора; он знакомится с творчеством крупнейших итальянских мастеров, занимается композицией под руководством Дж. Саммартини. Почти 5 лет продолжался подготовительный этап; лишь в декабре 1741 г. в Милане с успехом была поставлена первая опера Глюка «Артаксеркс» (либретто П. Метастазио). Глюк получает многочисленные заказы из театров Венеции, Турина, Милана и в течение четырех лет создает еще несколько опер-seria («Деметрий», «Поро», «Демофонт», «Гипермнестра» и др.), которые принесли ему известность и признание у достаточно искушенной и требовательной итальянской публики.

Известность Глюка росла с каждой новой премьерой и теперь ему начали поступать творческие предложения из других стран. Например, в 1745 году лорд Милдрон – управляющий итальянской оперой знаменитого Королевского театра «Хеймаркет», пригласил композитора посетить английскую столицу, чтобы и лондонская публика смогла познакомиться с произведениями маэстро, который приобрёл в Италии большую популярность. Эта поездка стала очень важной для Глюка, так как оказала значительное влияние на его дальнейшее творчество. Кристоф в Лондоне познакомился с Генделем, в то время являвшимся самым популярным оперным композитором, и впервые послушал его монументальные оратории, которые произвели на Глюка сильное впечатление. Согласно контракту с лондонским Королевским театром Глюк предоставил на суд публики два пастиччо (опера, скомпонованная из ранее сочиненной музыки): «Падение гигантов» и «Артамена», однако оба спектакля большого успеха у английских меломанов не имели.

Глюк был очень одарённым человеком, который не только талантливо сочинял музыку, но также пробовал себя в изобретении музыкальных инструментов.Известен тот факт, что во время гастролей по туманному Альбиону композитор на одном из концертов исполнял музыкальные произведения на стеклянной гармонике своей собственной конструкции. Инструмент был весьма своеобразен, а его оригинальность заключалась в том, что он представлял собой 26 рюмок, каждая из которых при помощи определённого количества воды была настроена на определённый тон.

После гастролей в Англии творческое турне Глюка продолжалось ещё шесть лет. Занимая должность капельмейстера оперной труппы итальянцев Минготти, он разъезжал по городам Европы, где не только ставил, но и сочинял новые оперы. Его имя постепенно приобретало всё большую известность в таких городах, как Гамбург, Дрезден, Копенгаген, Неаполь и Прага. Здесь он знакомился с интересными творческими людьми и обогащал свой запас музыкальных впечатлений. В Дрездене в 1749 году Глюк поставил вновь написанный музыкальный спектакль «Свадьба Геракла и Гебы», а в Вене в 1748 году к открытию реконструированного «Бургтеатра» сочинил ещё одну новую оперу под названием «Узнанная Семирамида». Пышное великолепие премьеры, приуроченной ко дню рождению жены императора Марии Терезии и прошедшей с большим успехом, положила начало череде последующих венских триумфов композитора. 

В этот же период и в личной жизни Кристофа наметились хорошие перемены. 15 сентября 1750 года он вступил в брак с Марианной Пергин — дочерью богатого венского купца. Глюк впервые познакомился со своей будущей спутницей жизни ещё в 1748 году, когда работал в Вене над «Узнанной Семирамидой». Несмотря на значительную разницу в возрасте, между 34-летним Глюком и 16-летней девушкой возникло искреннее глубокое чувство. Унаследованное Марианной от отца солидное состояние сделало Глюка материально независимым и позволило ему в дальнейшем всецело посвятить себя творчеству. Окончательно обосновавшись в Вене, он покидает её лишь для присутствия на многочисленных премьерах своих опер в других Городах Европы. Во всех поездках композитора неизменно сопровождает супруга, окружавшая его вниманием и заботой.

В 1751 году композитор принимает предложение от антрепренёра Джованни Локателли стать капельмейстером его труппы, а, кроме того, получает заказ на создание новой оперы «Эцио». После постановки этого музыкального спектакля в Праге Глюк в 1752 году отправляется в Неаполь, где вскоре в театре «Сан Карло» успешно прошла премьера следующей новой оперы Глюка «Милосердие Тита».

Новый этап жизни и творчества композитора начинается с переездом в Вену (1752), где Глюк вскоре занял пост дирижера и композитора придворной оперы, В 1754 году композитор занял ещё одну солидную должность: управляющий театрами Вены граф Джакомо Дураццо назначил его капельмейстером оперной труппы в Придворном «Бургтеатре».

Жизнь Глюка в этот период была очень напряжённой: помимо активной концертной деятельности он много времени уделял созданию новых произведений, сочиняя не только оперную, но и театральную и академическую музыку. Однако в этот период, интенсивно работая над операми-seria, композитор начал постепенно разочаровываться в этом жанре. Его не устраивало то, что музыка совсем не подчинялась драматическому действию, а лишь помогала демонстрировать певцам их вокальное искусство. Такая неудовлетворённость вынуждала Глюка обращаться к другим жанрам, например, по совету графа Дураццо, выписавшего из Парижа несколько сценариев, он сочинил ряд французских комических опер, а также несколько балетов, среди которых его знаменитый «Дон Жуан». Этот хореографический спектакль, созданный композитором в 1761 году в творческом содружестве с выдающимися итальянцами - либреттистом Р. Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини, стал предвестником последующих преобразований Глюка в оперном искусстве. Уже спустя год в Вене успешно прошла премьера оперы «Орфей и Эвридика», которая до сих пор считается лучшим реформаторским музыкальным спектаклем композитора. Древнегреческий миф о легендарном певце Глюк и Р. Кальцабиджи (автор либретто, единомышленник и постоянный сотрудник композитора в Вене) трактовали в духе строгой и возвышенной античной драмы. Красота искусства Орфея и сила его любви способны преодолеть все преграды — эта вечная и всегда волнующая идея лежит в основе оперы, одного из самых совершенных творений композитора. 

За «Орфеем» последовали еще 2 реформаторские оперы — «Альцеста» (1767) и «Парис и Елена» (1770) (обе на либр. Кальцабиджи). В предисловии к «Альцесте», написанном по случаю посвящения оперы герцогу Тосканскому, Глюк сформулировал художественные принципы, которыми руководствовался во всей творческой деятельности. Не найдя должной поддержки у венской и итальянской публики, Глюк отправляется в Париж.

В 1773 году Глюк принял приглашение от своей бывшей ученицы, юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты, ставшей в 1770 году королевой Франции и с удовольствием переехал в Париж. Он уповал на то, что его преобразования в оперном искусстве в большей степени будут оценены именно во французской столице, являющейся в то время центром передовой культуры. Время, проведённое Глюком в Париже отмечается как период его наибольшей творческой активности. Уже в следующем 1774 году в театре, который сегодня именуется как «Гранд-Опера», с успехом прошла премьера написанной им в Париже оперы «Ифигения в Авлиде». Постановка вызвала бурную полемику в печати между сторонниками и противниками глюковской реформы и недоброжелатели даже вызвали из Италии Н. Пиччинни – талантливого композитора олицетворяющего традиционную оперу. Возникло противостояние, длившееся почти пять лет и закончившееся триумфальной победой Глюка. 

Заслуги Глюка в области музыкального искусства всегда достойно оплачивались. Эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, ставшая королевой Франции, щедро вознаградила композитора за оперы «Орфей и Эвридика» и «Ифигения в Авлиде»: за каждую он получил в дар по 20 тысяч ливров. А мать Марии-Антуанетты - австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия, возвела маэстро в звание «Действительного императорского и королевского композитора» с ежегодным вознаграждением в 2 тысячи гульденов.

Особым знаком высокого почитания музыкальных достижений композитора было посвящение его в рыцари и вручение ему Ордена «Золотой шпоры» Римским Папой Бенедиктом XIV. Эта награда далась Глюку очень нелегко и связана она с заказом римского театра «Арджентина». Композитор написал оперу «Антигона», которая, к счастью для него, очень понравилась искушённой публике итальянской столицы. Результатом такого успеха и стала высокая награда, после обладания которой маэстро стали называть не иначе как «Кавалер Глюк».

Премьера его оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 году прошла с ошеломляющим успехом. Однако, в том же году состояние здоровья композитора резко ухудшилось, и по этой причине он вновь возвратился в Вену, из которой до конца своих дней больше не выезжал и где скончался в 1787 году 15 ноября.

У маэстро было много учеников, но как считал сам композитор, самым лучшим из них был знаменитый Антонио Сальери. В 1787 году, незадолго до смерти, Глюк передал свое последнее сочинение, ораторию De profundis, Антонио Сальери. Под его руководством оно было впервые исполнено на похоронах Глюка. Эта история, предвосхитившая создание моцартовского Реквиема, увенчала процесс духовного усыновления Сальери, начавшийся три года назад в Париже. С тех пор Сальери прошел путь от лучшего ученика Флориана Гасмана (который двадцатью годами ранее привез его в Вену) до посвященного преемника самого Глюка.