Главная

Родина Луиджи Боккерини — старинный тосканский город Лукка. Небольшой по размерам, город этот отнюдь не был похож на глухую провинцию. Лукка жила интенсивной музыкальной и общественной жизнью. Вблизи имелись славившиеся на всю Италию целебные воды, а знаменитые храмовые праздники в церквах Санта-Кроче и Сан-Мартино привлекали ежегодно множество паломников, стекавшихся со всех концов страны. В церквах во время праздников выступали выдающиеся итальянские певцы, инструменталисты. Лукка располагала прекрасным городским оркестром; в ней существовал театр и превосходная капелла, которую содержал архиепископ, действовало три семинарии с музыкальными факультетами в каждой. В одной из них и учился Боккерини.

Родился он 19 февраля 1743 года в музыкальной семье. Отец его Леопольд Боккерини, контрабасист, в течение многих лет играл в городском оркестре; старший брат Джованни-Антон-Гастон пел, играл на скрипке, был танцором, в дальнейшем — поэтом-либреттистом. На его либретто Гайдн написал ораторию «Возвращение Товия». Музыкальные способности Луиджи обнаружились рано. Мальчик пел в церковном хоре и как отец очень хотел освоить контрабас, но из-за большого размера этого инструмента стал с усердием заниматься на виолончели.Образование продолжалось в одной из семинарий у превосходного педагога, виолончелиста и капельмейстера аббата Вануччи. В результате занятий с аббатом, Боккерини уже с двенадцати лет начал выступать публично. Выступления эти принесли Боккерини известность среди городских любителей музыки. 

Окончив музыкальный факультет семинарии в 1757 году, Боккерини направляется в Рим с целью усовершенствовать свою игру. В середине XVIII века Рим пользовался славой одной из музыкальных столиц мира. Он блистал великолепными оркестрами (или, как их тогда называли, инструментальными капеллами); в нем действовали театры и множество соперничавших друг с другом музыкальных салонов. В Риме можно было услышать игру Тартини, Пуньяни, Сомиса, составлявших мировую славу итальянского скрипичного искусства. В кипучую музыкальную жизнь столицы и погружается с головой юный виолончелист. Там его взял под свое крыло руководитель музыкального отдела базилики Святого Петра. Для расширения своих познаний молодой музыкант часто бывал на концертах Тартини, Джардини, Пуньяни. Это повлияло на изменение стиля его игры и добавило в его жизнь своеобразный опыт. 

Вернувшись через четыре года в родной город, Луиджи начал активно заниматься композиторской деятельностью. В Лукке же он познакомился со скрипачом Филиппо Манфреди, вскоре сделавшимся его близким другом. Боккерини бесконечно привязался к Манфреди.

Однако постепенно Лукка начинает тяготить Боккерини. Во-первых, несмотря на свою относительную активность, музыкальная жизнь в ней, особенно после Рима, кажется ему провинциальной. Кроме того, обуреваемый жаждой славы, он мечтает о широкой концертной деятельности. Наконец, служба в капелле давала ему весьма скромное материальное вознаграждение. В 1767 году, после смерти любимого отца, Луиджи покидает Лукку и вместе со своим близким другом Филиппе Манфреди отправляется в Париж. Концерты их проходили по городам Северной Италии — в Турине, Пьемонте, Ломбардии, затем по югу Франции. Биограф Боккерини Пико пишет, что повсюду их встречали с восхищением и энтузиазмом.

По-видимому, именно в это время произошла встреча Боккерини и Манфреди со знаменитым скрипачом Пьетро Нардини и альтистом Камбини. Около полугода они работали совместно в квартете. Впоследствии, в 1795 году, Камбини писал: «В молодости я прожил шесть счастливых месяцев в таких занятиях и в таком наслаждении. Три великих мастера — Манфреди, превосходнейший в отношении оркестровой и квартетной игры во всей Италии скрипач, Нардини, столь прославившийся благодаря совершенству своей игры как виртуоз, и Боккерини, чьи заслуги достаточно известны, оказали мне честь, приняв к себе в качестве альтиста».

В середине XVIII века квартетное исполнительство только начинало развиваться — это был новый жанр, нарождавшийся в ту пору, и квартет Нардини, Манфреди, Камбини, Боккерини был одним из наиболее ранних известных нам профессиональных ансамблей мира. В конце 1767 или в начале 1768 года друзья прибыли в Париж. Первое выступление обоих артистов в Париже состоялось в салоне барона Эрнеста фон Багге. Мастерство молодых музыкантов было оценено по достоинству. О Манфреди и Боккерини заговорил Париж. Концерт в салоне Багге открыл им дорогу и в Concert Spirituel. Выступление в знаменитом зале состоялось 20 марта 1768 года, и сразу же парижские нотоиздатели Лашевардьер и Бенье предложили Боккерини печатать его произведения. Впрочем, исполнение Боккерини и Манфреди встретило и критику. Публика Concert Spirituel в большинстве своем еще находилась во власти старых принципов «галантного» искусства, и игра Боккерини действительно могла показаться (и показалась!) ей слишком резкой, дисгармоничной. 

В конце 1768 года, воспользовавшись предложением испанского посла поступить на службу к инфанту Испании, будущему королю Карлу IV, они направились в Мадрид. Испания второй половины XVIII века представляла собой страну католического изуверства и феодальной реакции. Это была эпоха Гойи, столь блестяще описанная Л. Фейхтвангером в его романе об испанском художнике. Сюда, ко двору Карла III, с ненавистью преследовавшего все, что в какой-то степени шло против католицизма и клерикализма, приехали Боккерини и Манфреди. В Испании их встретили неприветливо. Карл III и инфант принц Астурийский отнеслись к ним более чем холодно. К тому же их приезду отнюдь не были рады и местные музыканты. Первый придворный скрипач Гаэтано Брунетти, опасаясь конкуренции, стал плести вокруг Боккерини интригу. Подозрительный и ограниченный Карл III охотно поверил Брунетти, и завоевать себе место при дворе Боккерини не удалось. Его спасла поддержка Манфреди, получившего место первого скрипача в капелле брата Карла III дона Луи. 

Манфреди добился того, что и Боккерини был приглашен в капеллу дона Луи. Здесь, в качестве композитора камерной музыки и виртуоза, композитор работал с 1769 по 1785 год. Общение с этим благородным покровителем — единственная отрада в жизни Боккерини. Дважды в неделю он имел возможность слушать исполнение своих произведений на вилле «Арена», принадлежавшей дону Луи. Находясь под покровительством у инфанта, который увлекался камерной музыкой и сам неплохо играл на виолончели, Боккерини много сочинял. Вот тогда-то, в 1771 году в числе большого количества различных произведений из-под его пера выходит струнный квинтет E-dur, одной из частей которого является знаменитый «Менуэт». Во время пребывания в королевских палатах Луиджи написал 6 симфоний, больше 20 квинтетов и квартетов (в том числе знаменитые 6 струнных). Большинство из них были посвящены его великому поклоннику Луи. Здесь Боккерини познакомился со своей будущей женой, дочерью арагонского капитана. Свадьба состоялась 25 июня 1776 года. Любимой женщиной для него стала Клементина Пеличо. У них было 5 детей. Чтобы оказать помощь композитору, дон Луи пытался ходатайствовать о нем перед испанским двором. Однако его попытки оказались напрасными. 

Особенно плохо ему стало после смерти дона Луи в 1785 году. Его поддерживали только некоторые любители музыки, в домах которых он руководил камерной музыкой. Хотя его сочинения пользовались популярностью и печатались крупнейшими издательствами мира, от этого жизнь Боккерини не становилась легче. Его нещадно обирали издатели. В одном из писем композитор жалуется на то, что получает совершенно ничтожные суммы и что его авторские права игнорируются. В другом письме с горечью восклицает: «Быть может, я уже умер?» Тяжко музыканту было выживать, да еще и с детьми. Непризнанный в Испании, он обращается через посланника Пруссии к королю Фридриху Вильгельму II и посвящает ему одно из произведений. Высоко ценивший музыку Боккерини, Фридрих Вильгельм назначает его придворным композитором. Все последующие сочинения, начиная с 1786 и по 1797 год, Боккерини пишет для прусского двора. 

В 80-е годы Боккерини уже тяжелобольной человек. Болезнь, подтачивая силы, лишала Боккерини возможности продолжать исполнительскую деятельность. В 80-е годы он оставляет виолончель. Отныне единственным источником существования становится сочинение музыки, а ведь за издание произведений платят гроши. В конце 80-х годов Боккерини возвращается в Испанию. Обстановка, в которую он попадает, совершенно невыносима. Революция, разразившаяся во Франции, вызывает в Испании невероятную реакцию и полицейский разгул. В довершение всего свирепствует инквизиция. Особенно тяжело становится Боккерини, когда умирает прусский король Фридрих II — единственная его опора. Оплата за должность камер-музыканта прусского двора составляла в сущности основной доход семьи.

Вскоре после кончины Фридриха II судьба нанесла Боккерини еще ряд жестоких ударов: в течение короткого времени у него умирают жена и две взрослые дочери. Боккерини женился вторично, но и вторая жена скоропостижно скончалась от удара. Тяжелые переживания 90-х годов сказываются на общем состоянии его духа — он замыкается в себе, уходит в религию. В этом, полном душевной депрессии, состоянии он благодарен каждому знаку внимания. К тому же нищета заставляет его цепляться за любую возможность заработка. Когда маркиз Бенавента, любитель музыки, хорошо игравший на гитаре и высоко ценивший Боккерини, попросил аранжировать для него несколько сочинений, дописав партию гитары, композитор охотно выполняет этот заказ. В 1800 году руку помощи протянул композитору французский посол Люсьен Бонапарт. Признательный Боккерини посвятил ему несколько сочинений. В 1802 году посол покинул Испанию, и Боккерини вновь впал в нужду.

С начала 90-х годов, стремясь вырваться из тисков нужды, Боккерини пытается восстановить отношения с французскими друзьями. В 1791 году он посылает в Париж несколько рукописей, но они пропадают. «Быть может, моими произведениями заряжали пушки»,— писал Боккерини. В 1799 году он посвящает свои квинтеты «французской республике и великой нации», а в письме «к гражданину Шенье» выражает искреннюю благодарность «великой французской нации, которая, более чем какая-либо другая, почувствовала, оценила и превозносила мои скромные сочинения». Действительно, творчество Боккерини высоко оценивалось во Франции. Перед ним преклонялись Глюк, Госсек, Мюгель, Виотти, Байо, Роде, Крейцер, виолончелисты братья Дюпор.

В 1799 году в Мадрид приезжает Пьер Роде, прославленный скрипач, ученик Виотти, и старый Боккерини тесно сходится с молодым блестящим французом. Забытый всеми, одинокий, больной, Боккерини необычайно рад общению с Роде. Он охотно инструментует его концерты. Дружба с Роде скрашивает жизнь Боккерини, и он очень скорбит, когда непоседливый маэстро в 1800 году уезжает из Мадрида. Встреча с Роде еще более усиливает тоску Боккерини. Он решает, наконец, покинуть Испанию и переселиться во Францию. Но этому его желанию уже не довелось осуществиться. Большая почитательница Боккерини, пианистка, певица и композитор Софи Гайль посетила его в Мадриде в 1803 году. Она застала маэстро совершенно больным и в глубокой нужде. Он жил долгие годы в одной комнате, разделенной антресолями на два этажа. Верхний этаж, по существу чердак, служил композитору рабочим кабинетом. Всю обстановку составляли стол, табурет и старая виолончель. Потрясенная увиденным, Софи Гайль оплатила все долги Боккерини и собрала среди друзей средства, необходимые для его переезда в Париж. Однако сложная политическая обстановка и состояние больного музыканта уже не позволили ему тронуться с места.

28 мая 1805 года Боккерини скончался. За его гробом шло всего несколько человек. В 1927 гаду, то есть спустя более 120 лет, его прах был перевезен в Лукку.

Немалую роль в развитии музыкального искусства сыграл Боккерини и как композитор. Его творческое наследие огромно — свыше 400 произведений; среди них 20 симфоний, скрипичные и виолончельные концерты, 95 квартетов, 125 квинтетов (из них 113 с двумя виолончелями) и множество других камерных ансамблей. Современники сравнивали Боккерини с Гайдном и Моцартом. Боккерини хорошо знал Гайдна. Он познакомился с ним в Вене и затем долгие годы вел переписку. Боккерини, видимо, очень чтил своего великого немецкого современника. По свидетельству Камбини, в квартетном ансамбле Нардини — Боккерини, в котором он принимал участие, разыгрывались квартеты Гайдна. Вместе с тем, конечно, творческие индивидуальности Боккерини и Гайдна весьма различны.  У Боккерини мы нигде не обнаружим той характеристичности образов, которая столь свойственна музыке Гайдна. Гораздо больше точек соприкосновения у Боккерини с Моцартом. Изящество, легкость, грациозная «галантность» связывают их отдельными сторонами творчества с рококо. Много общего у них и в наивной непосредственности образов, в фактуре, по-классицистски строго организованной и вместе с тем напевно-мелодичной.

Известно, что Моцарт ценил музыку Боккерини. Об этом писал еще Стендаль. Насколько внимательно Моцарт изучал творчество Боккерини, можно судить по тому, что примером для него при создании Четвертого скрипичного концерта явно был скрипичный концерт, написанный в 1768 году луккским маэстро для Манфреди. При сличении концертов нетрудно заметить, насколько близки они по общему плану, темам, фактурным признакам. Но показательно вместе с тем, насколько меняется та же тематика под гениальным пером Моцарта. Скромный опыт Боккерини превращается в один из лучших концертов Моцарта; алмаз, с едва намеченными гранями, становится сверкающим бриллиантом.

В настоящее время из наследия Боккерини художественную актуальность сохранил только Си-бемоль мажорный виолончельный концерт. Пожалуй, не найдется ни одного виолончелиста, который не исполнял бы этого произведения.