Главная

Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, несомненно, вошедшим в число лучших людей своего времени. 

Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел магазинчиком посуды в небольшом городе Сен-Жермен. Будущий композитор появился на свет 22 августа 1862 года, а спустя пару лет отец продал свою лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.

В Париже и прошло почти всё детство Клода Дебюсси за вычетом времени Франко-прусской войны, когда мать будущего композитора уехала вместе с ним в Канны, подальше от военных действий. Именно в Каннах юный Клод в 1870 году начал брать первые уроки фортепиано; по возвращении в Париж занятия продолжились под руководством Антуанетты Моте де Флёрвиль, тёщи поэта Поля Верлена, к тому же называвшей себя ученицей Фредерика Шопена. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.

Дебюсси начал обучаться музыке в 9 лет и уже в 1872 г. поступил на младшее отделение Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его мышления, что вызвало столкновения с преподавателями гармонии. Зато истинное удовлетворение получал начинающий музыкант в классах Э. Гиро (композиция) и A. Mapмонтеля (фортепиано).

Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта.

В 1881 г. Дебюсси в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Н. фон Мекк (большого друга П. Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882). Так началось знакомство Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. 

Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из «Лебединого озера», что окончательно убедило Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.

В следующем году, фон Мекк вновь пригласила Дебюсси к себе, на этот раз уже в российскую столицу, и занятия с ее детьми продолжились. Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками, такими, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин. Музыку Чайковского и Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк. Но эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк. 

Первой любовью Клода Дебюсси стала дочь фон Мекк Софья. Когда пианист проводил свои вторые каникулы в их семье, девушка стала проявлять к нему интерес. Но тогда и сама Соня была еще молода, и Клод не спешил обзаводиться романом. А в 1882 году чувства между молодыми влюбленными вспыхнули с новой, небывалой силой. Дебюсси был окрылен и, не ожидая подвоха, обратился к Надежде фон Мекк с просьбой отдать дочь за него замуж. Но строгая мать-аристократка оскорбилась и выставила Клода из своего дома, несмотря на угрозы 15-летней Сони покончить жизнь самоубийством.

Окончив консерваторию в 1884 г., Дебюсси участвует в конкурсах на получение Большой Римской премии, дающей право на четырехлетнее усовершенствование в Риме, на вилле Медичи. За годы, проведенные в Италии (1885-87), Дебюсси изучил хоровую музыку эпохи Возрождения (Дж. Палестрины, О. Лассо), и далекое прошлое (как и своеобразие русской музыки) внесло свежую струю, обновило его гармоническое мышление. Симфонические произведения, посланные в Париж для отчета («Зулейма», «Весна»), не пришлись по вкусу консервативным «вершителям музыкальных судеб». С окончанием Римского периода, не ставшего для Дебюсси ни полезным, ни плодотворным, он прекратил свое обучение.

После Рима Дебюсси посетил Байройт и испытал на себе сильнейшее влияние Рихарда Вагнера. Пожалуй, к числу самых вагнеровских произведений относится вокальный цикл «Пять стихотворений Бодлера»

В конце 1880-х годов Дебюсси ближе сходится с Эрнестом Шоссоном, композитором-любителем, секретарём Национального Совета Музыки и просто очень богатым человеком, на помощь и поддержку которого он рассчитывал. Блестящий артистический салон Шоссона еженедельно посещали такие знаменитости, как композиторы Анри Дюпарк, Габриэль Форе и Исаак Альбенис, скрипач Эжен Изаи, певица Полина Виардо, пианист Альфред Корто-Дени, писатель Иван Тургенев и художник Клод Моне. Именно там Дебюсси знакомится с поэтом-символистом Стефаном Малларме и становится сначала постоянным посетителем его поэтического кружка, а затем — и близким другом. В это же время Дебюсси впервые прочитал новеллы Эдгара По, который до конца жизни стал любимым писателем Дебюсси.  Это время отмечено серьезным увлечением символизмом . В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на долгие годы. Но были и такие черты символизма, которые Дебюсси не стал перенимать. Его цельная художественная натура не допускала недосказанности, размытого выражения мыслей и чувств.

А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.

Мрачный и вздорный характер, которым обладал гениальный музыкант, нисколько не мешал ему добиваться расположения представительниц слабого пола. Композитор вел разгульный образ жизни, и верность никогда не была его сильной чертой. Следующей «жертвой» легкомысленного музыканта стала очаровательная блондинка Габриэль Дюпон. Клод жил с ней на протяжении десяти лет, и все это время женщина усиленно трудилась, чтобы ее возлюбленный ни в чем не нуждался. Пока Габриэль работала не покладая рук, Дебюсси занимался сочинительством и соблазнением других представительниц прекрасного пола. Дюпон знала об изменах любимого, но предпочитала не замечать их. Она продолжала жить с ним под одной крышей даже тогда, когда он помолвился с известной певицей Терезой Роже. Но помолвка была расторгнута, а Дебюсси нашел утешение в объятиях подруги Габриэль Тескье, по прозвищу Лили, работавшей манекенщицей в модном доме сестёр Калло, которая в 1899 году стала его женой.  Семейная жизнь с Розалией Тескье строилась почти в полной нищете: молодой жених прямо в день свадьбы давал урок музыки, чтобы получить оплату и накрыть хоть какой-то праздничный стол. Об этой женщине мало что известно, вероятно, она не оставила в судьбе Клода заметного следа, ведь брак продлился пять лет и распался. Второй супругой стала мадам Бардак, которая предварительно развелась со своим мужем-банкиром. Она родила Клоду дочь - Клод-Эмма Дебюсси (1905—1919; домашнее прозвище «Шушу»), которой композитор посвятил цикл фортепианных пьес «Детский уголок», а также свой последний балет «Ящик с игрушками» (фр. La Boite a joujoux). В 1905 году они приобрели дом (до этого его снимала Эмма под своей девичьей фамилией) недалеко от Булонского леса по адресу Square du Bois-de-Boulogne, №. 24 (современный адрес авеню Фош), в котором прожили до смерти Дебюсси.

Имея разносторонние художественные наклонности, будучи музыкально одарённой и обладая приятным голосом, Эмма Бардак вошла в артистические круги Парижа, где получила известность и завязала множество знакомств. стала вдохновительницей известного вокального цикла Габриэля Форе «Добрая песня» (Ор. 61, 1892—1893) на стихи Поля Верлена, который композитор ей и посвятил. В июле 1904 года Дебюсси и Эмма бросают своих супругов, бежав из Парижа, после чего лето и осень провели вместе на севере Франции и некоторое время в Англии (Джерси, Истборн). В этот период композитор продолжил работу над фортепианной пьесой «Остров радости» и своим крупнейшим сочинением для симфонического оркестра «Море». 13 октября жена композитора Розали Тексье пыталась застрелиться на площади, её спасли и поместили в больницу, но в прессу просочились некоторые порочащие его подробности и по городу поползли слухи, что Дебюсси едва не довёл её до смерти. Обстоятельства этого дела повлекли разрыв Дебюсси со многими друзьями и знакомыми, ставшими на сторону его первой жены и выразившими ему своё неодобрение (некоторые из них позднее всё же возобновили знакомство с ним). Развод с ней был оформлен 2 августа 1905 года, а Эмма развелась с мужем ещё 4 апреля 1905 года. 

В 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». А ещё год спустя, искренне вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» (фр. Prélude à l’Après-midi d’un faune), которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке.

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике "Господин Крош — антидилетант" ("Monsieur Croche — antidilettante"), опубликован в 1921 году). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.

Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах.  В 1908 году Дебюсси получил заказ от Джулио Гатти-Казацца из Метрополитен-опера на оперу по повести Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров», над которой он начинал работу ещё в молодости. У него ещё хватило сил переделать оперное либретто.  Композитор с иронией заметил, что эта сделка не будет удачной для театра, и, возможно, он не допишет свои произведения. Шутка оказалась пророчеством - Дебюсси умер, оставив незаконченным именно эту оперу.

Невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки. Сам композитор был талантливым пианистом (а также и дирижером); «играл он почти всегда на „полутонах“, без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», — вспоминала французская пианистка М. Лонг. В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» — его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвящённых памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определённой мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки XVII—XVIII веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917).

Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, где в самом разгаре были бомбардировки. На похороны известного музыканта пришло всего около 50 человек, но до кладбища дошли не все.Причиной смерти великого композитора стал рак прямой кишки. Страшная болезнь была диагностирована в 1909 году. 

Композитор был довольно скромным человеком, его не привлекала слава и всенародная любовь. Он даже не всегда посещал премьеры своих опер, предпочитая оставаться в тени. А свой невероятный талант он объяснял просто как дар Всевышнего: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал».

Некоторые исследователи творчества Дебюсси считают, что он создавал свои произведения на основе математических моделей, а в некоторых его сочинениях и вовсе находят последовательности Фибоначчи. Об этом очень подробно написал в своей книге «Дебюсси в пропорциях» шотландский музыковед Рой Ховат. Биографы композитора считают, что он был не просто знаком с выдающимися мистиками своего времени, но и сам был непосредственно связан с различными оккультными кружками и объединениями. В книге «Священная загадка» (М. Байджест и др.) вообще утверждается, что Дебюсси был одним из великих магистров «Сионской общины».