Главная

Жюль Эмиль Фредерик Массне́ (12 мая 1842 — 13 августа 1912) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати. Чаще других ставились две оперы — «Манон» (1884) и «Вертер» (1892). Массне также писал оратории, балеты, произведения для оркестра, музыку к спектаклям, фортепианные пьесы, песни и другие музыкальные произведения.

Жюль Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в местечке Монто около города Сент-Этьенн (департамент Луара) в семье преуспевающего торговца скобяными изделиями. Аделаида, мать, любила природу, искусства, хорошо играла на фортепиано, увлекалась живописью, была мечтательной и набожной, именно она стала первым преподавателем Жюля по фортепиано. 

Первый урок фортепианной игры Жюль получил в 1848 году в шестилетнем возрасте (по иронии судьбы, в тот же день началась революция) – к тому времени семья переехала в Париж. Семейство Массне жило в Париже скромно. Отец болел и не мог добывать средства, мать стремилась поддержать семью, давая уроки музыки. Между тем, Жюль все явственнее проявлял музыкальные способности, и его решили определить в консерваторию. Экзамен состоялся 10 января 1853 года, и Жюль был принят в подготовительный класс фортепиано, руководимый Адольфом Лораном. В июне Жюль поступил в класс сольфеджио Опостена Савара. 

Он отличался усердием, но по прошествии двух лет учебу пришлось прервать: отец был серьезно болен, и по рекомендации медиков семья переехала в Шамбери. Однако желание учиться было непреодолимым. Жюль дважды пытался бежать из дома, чтобы отправиться в Париж, и со второй попытки ему это удалось. В Париже четырнадцатилетний подросток оказался практически без средств к существованию. Получать деньги от родителей он не мог и не хотел – им и без того было тяжело (больной отец не мог содержать семью, мать зарабатывала уроками музыки). Поселившись на Монмартре, он познал все «прелести» жизни богемы.

Многие студенты зарабатывали, играя на органе в церкви, Массне тоже рассчитывал это делать, но больших успехов в игре на органе не достиг и вскоре бросил этот инструмент. Он нашел другой заработок – стал в оперном театре исполнителем на ударных, что позволило ему весьма близко познакомиться с операми разных композиторов (в частности, Шарля Гуно). Работа в качестве концертмейстера дала ему возможность встретиться с Рихардом Вагнером, который, наравне с Берлиозом, был для него одним из музыкальных героев.

В 1861 году музыка Массне впервые вышла в свет. Это была виртуозное произведение для фортепиано в девяти разделах «Большая фантазия на концерт Мейербера». Закончив класс композиции под руководством Амбруаза Тома, Массне был удостоен самой высокой консерваторской награды — Римской премии, среди прежних обладателей которой были Берлиоз, Тома, Гуно и Бизе. Двое первых присутствовали в качестве жюри на конкурсе в 1863 году. Всем конкурсантам было предложено написать кантату на один и тот же текст Гюстава Шоке о жизни Давида Риццио.

Полученная награда позволила профинансировать трехгодичный период обучения, две трети которого Массне провел во Французской Академии в Риме, располагавшейся на вилле Медичи. Все это время в академии учились в основном художники, а не музыканты; Массне нравилось это время, тогда он нашёл друзей на всю жизнь, среди которых были скульптор Александр Фалгир и художник Карл-Дюран, но в плане музыки Массне в основном занимался самообразованием. Он впитывал музыку в кафедральном соборе Св. Петра, тесно знакомился с работами великих немецких композиторов, начиная с Генделя и Баха и заканчивая современными музыкантами. Во время своего пребывания в Риме, Массне встретил Франца Листа, по просьбе которого он начал давать уроки игры на фортепиано Луизе-Констанции Нинон де Гресси, дочери одного из богатых покровителей Листа. Массне и Нинон влюбились друг в друга, но о женитьбе речи не шло, пока он был бедным студентом.

Вернувшись в Париж после трехлетнего пребывания в Риме, он пишет песни, фортепианные пьесы, оркестровые сюиты. Как обладатель Римской премии, он получил от театра Опера-Комик заказ на создание одноактной оперы «Двоюродная бабушка», премьера которой состоялась в 1867 г.

Свадьба Массне со столь нежно любимой им Нинон состоялась 8 октября того же года в маленькой церкви Авона (около Фонтенбло). Материальное положение новой семьи Массне оставалось стесненным, и лауреату Римской премии пришлось наняться литавристом. 

Весной 1868 года у Массне родилась дочь. Во время войны 1870— 1871 годов он поступил добровольцем в национальную гвардию. Война произвела на него столь тягостное впечатление, что он даже не описывал подробно эти годы в своих записках.

После окончания войны, в ноябре 1872 года, в театре Комической оперы состоялась премьера четырехактной комической оперы Массне «Дон Сезар де Базан». Опера не имела большого успеха, зато оратория «Мария Магдалина», исполненная в следующем году, имела успех. Но подлинным триумфом стала постановка оперы «Король Лахорский» в 1877 г. После французской премьеры она была поставлена в Дрездене, Лондоне, Мадриде, а также в восьми итальянских театрах. В следующем году композитор стал профессором Парижской консерватории.

Дальнейшие годы обернулись для Массне чередой сменяющих друг друга успехов и неудач. Директор Парижской оперы отказался от его оперы «Иродиада», и она была впервые поставлена в Брюсселе. С восторгом была принята публикой опера «Манон», вошедшая впоследствии в триаду наиболее популярных французских опер наряду с «Кармен» Жоржа Бизе и «Фаустом» Шарля Гуно. После этого лирического произведения Массне обращается к жанру большой оперы, создавая «Сида».

В конце 1880-х гг. Массне – к тому времени очень известный композитор – оказался в центре скандала из-за своих чувств к американской певице Сибил Сандерсон. Хотя его отношение к ней оставалось в пределах платонической любви, появляются карикатуры с явным намеком на то, что Сандерсон – любовница Массне. Для этой певицы композитор писал центральную партию в опере «Эсклармонда», имевшей большой успех. Сложнее складывалась судьба «Вертера» – одного из лучших его творений. Над этой оперой композитор работал не один год, с перерывами. Руководство театра Опера-Комик не пожелало ее ставить, сочтя чрезмерно мрачной, и произведение впервые было поставлено в 1892 г. в Вене.  Восприятию «Вертера» публикой вначале до некоторой степени помешал ее «двунациональный» характер. Немцам эта опера представлялась слишком французской, а французам — слишком немецкой. Впрочем, наиболее проницательные из музыкантов сразу поняли, что «Вертер» — произведение истинно французское, несмотря на дань, отданную в нем немецкой образности.  Премьера в Париже состоялась в январе 1893 благодаря компании Опера-Комик в театре Лирик, были премьеры в Соединенных Штатах, Италии и Великобритании, но реакция публики оставалась спокойной. 

«Таис» (1894), написанная для Сандерсон, поначалу была принята сдержанно. Подобно «Вертеру», она не приобрела широкой популярности среди французских оперных зрителей, пока не была поставлена снова четыре года спустя премьеры, когда имя композитора уже не ассоциировали с певицей. В том же году Массне ждал ещё больший успех в Лондоне после постановки «Наваррки» в Ковент Гарден. The Times отметила, что в данной пьесе Массне для большего эффекта использовал стиль оперного веризма, присущий такому произведению, как опера Масканьи «Сельская честь». Публика чествовала композитора бурными овациями, но Массне, будучи всегда застенчивым человеком, отказался выйти на сцену вообще.

С окончанием работы над «Гризельдой» и «Золушкой», все ещё ожидая их постановки, Массне начинает работать над «Сафо», в основе которой лежало произведение Додо о любви невинного молодого человека из деревни к искушенной парижанке. Премьера состоялась в ноябре 1897 года в Опера-Комик и имела огромный успех, хотя после смерти композитора об опере забыли. Следующей его инсценированной оперой стала «Золушка», его собственная версия истории про Золушку, премьера которой состоялась в мае 1899.

К началу ХХ столетия Массне достиг мировой известности – его оперы ставились в разных странах. Но он был далек от наслаждения славой, предпочитая светским мероприятиям домашнее уединение (композитор называл себя «человеком у камина) – он даже не всегда посещал премьеры собственных произведений. Последние годы жизни композитора были омрачены и тяжелой болезнью, и непростыми отношениями с Люси Арбель. Эта певица, которой суждено было стать последней любовью композитора, не столько отвечала ему взаимностью, сколько пользовалась его чувствами, стараясь извлечь выгоду.  После смерти композитора Арбель преследовала его вдову и издателей через суды, стремясь обеспечить себе монопольное право исполнять ведущие роли в некоторых из его последних опер.

Среди последних опер Массне особое место занимает «Дон-Кихот», заглавная партия в которой были написана для Федора Ивановича Шаляпина. 

В августе 1912 года Массне отправляется в Париж из Игревилля повидаться со своим доктором. Композитор страдал от рака брюшной полости на протяжении нескольких месяцев, но поначалу казалось, что болезнь не несет угрозы жизни. В течение нескольких дней его состояние резко ухудшилось. Его жена и семья поспешили приехать в Париж и были рядом с ним до самой его смерти на 71-м году жизни. Согласно его собственной воле, на похоронах не играла музыка. Массне был похоронен конфиденциально в Игревилле, на церковном кладбище