Главная

Ещё при жизни выдающийся французский композитор получил второе, не менее звучное и запоминающееся имя. С лёгкой подачи Джоаккино Россини, его называли Моцартом Елисейских полей. Действительно, несмотря на немецкое происхождение, именно во Франции Жак Оффенбах получил наивысшее признание, а его талант был по достоинству оценён как критиками, так и публикой.

 Жак Оффенбах родился в немецком городе Кёльн в 1819 году, 20 июня. У четы Эберст (настоящая фамилия отца Жака) на тот момент уже был шестеро детей. В дальнейшем в семье появилось ещё трое малышей, но далеко не все наследники сумели проявить интерес и способности к музыке, несмотря на то, что родители были не чужды искусству. Исаак Эберст, еврейский кантор, играл на скрипке и преподавал пение. Прежде, чем посвятить жизнь служению в синагоге, он зарабатывал на жизнь, занимаясь книжной реставрацией.

В шестилетнем возрасте Жак принялся понемногу осваивать азы мастерства игры на струнном инструменте и весьма преуспел. Через 2 года мальчик уже начал сочинять песни, а когда ему исполнилось 9 лет, родители решили, что сыну следует переключить внимание на виолончель. Мать с отцом посчитали, что скрипка отнимает у ребёнка слишком много сил: у Жака с детства было слабое здоровье. Игра на виолончели увлекла подрастающего мальчика, уже через год он безупречно исполнял партии из квартетов Йозефа Гайдна, а в 13 лет Жак Оффенбах впервые выступил на сцене концертного зала в Кёльне, где исполнил оригинальные произведения. В период с 1831-1832 гг Оффенбах, будучи подростком, начал зарабатывать деньги, выступая в тавернах совместно с братом Юлиусом и сестрой Изабеллой. Жак играл на виолончели, остальные юные участники трио — на пианино и скрипке.

В 1833 году Жак начал обучение в Парижской консерватории. В высшем учебном заведении существовало правило: не принимать в классы студентов иностранного происхождения. Однако Жаку посодействовал отец. Он буквально умолял знаменитого педагога Луиджи Керубини послушать пьесу своего сына в авторском исполнении. В итоге Жак был зачислен на курс, но проучился в Париже всего год: Оффенбаху не нравилось посещать занятия, ввиду чего он пропускал много уроков и игнорировал предписания.

 После консерватории, в 1835 году, Оффенбах брал уроки композиции у Фроманталя Галеви, а также концертировал в Германии и Англии, но большого успеха не имел. Позднее Оффенбах выступал вместе с такими пианистами, как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, и другими.

Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижский театр Опера-Комик, где он во время учёбы подрабатывал в оркестре, а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году ему впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой в театре Пале-Рояль — это дебют Оффенбаха в качестве театрального композитора.

В 1844 году Жак женился. В Эрмини Д’Алькан, дочь испанского военного, возглавлявшего ряды реакционной партии, композитор влюбился с первой встречи. Она состоялась в конце 30-х годов в одном из салонов, завсегдатаем которых являлся Оффенбах. Однако с предложением руки и сердца композитор не спешил, так как был не уверен в собственной финансовой состоятельности. В 1844 году талантливый музыкант существенно поправил материальное положение, совершив турне по Великобритании. В Лондоне композитора приняли чрезвычайно тепло, это был абсолютный триумф, гений Оффенбаха в прессе не помедлили сравнить с абсолютным вдохновением, а самого музыканта назвали «удивительным виолончелистом», чьё исполнение порождает удовольствие. Чтобы вступить в законный брак с любимой женщиной, Жак сменил вероисповедание, отказавшись от иудаизма и став католиком. С Эрмини Оффенбах прожил 36 лет, на протяжении всей супружеской жизни он проявлял себя как верный и любящий супруг, в противовес легкомысленным героям произведений, вылетавших из-под его пера. В браке появилось на свет пятеро детей: 4 девочки и мальчик. Огюст родился последним, в 1862 году, но уже в 1883-ем — покинул этот мир.

В 1847 году он получает место дирижёра в Театре-Франсэ. К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве. Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра Комеди Франсэз.

В 1855 году появляется жанр оперетты: Оффенбах открывает маленький театр, под названием Буфф-Паризьен и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремьё), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».

В 1858 году, после успешной премьеры «Орфей в аду», в жизни Оффенбаха начался сложный период. Композитор был вынужден столкнуться с неоднозначной реакцией на своё произведение. Негативные отзывы критиков, как ни странно, в выгодном ключе оттеняли восторг публики, привлекая ещё больше внимание заинтересованной общественности к оперетте и её автору.

Разгоревшаяся в 1870 году Франко-Прусская война буквально загнала Оффенбаха в тупик, ввергнув в нравственную и фактическую безысходность. Французы увидели в деятеле искусства идеологического врага, ввиду его происхождения, а немцы повсеместно обвиняли Жака в измене Родине и шпионаже. Театр под руководством Оффенбаха был признан банкротом, чтобы покрыть финансовые задолженности, композитор отправляется на гастроли в США, где его встречают на удивление гостеприимно и непредвзято. В конце 70-х годов Жак возвращается в Париж, где снова плодотворно работает, несмотря на слегка угаснувший интерес публики к его произведениям.

В последние годы Оффенбах посвятил своё время работе над оперой «Сказки Гофмана», но закончить её не успел. 5 октября 1880 года французский композитор умер. Причиной стал приступ асфиксии. Оффенбаха похоронили в северном районе Парижа, в границах некрополя Монмартр.