Главная

Гекто́р Берлио́з, или Луи́-Экто́р Берлио́з (фр. Louis-Hector Berlioz, 11 декабря 1803, Ла-Кот-Сент-Андре — 8 марта 1869, Париж) — французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма. Член Института Франции (1856).  Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз — музыкант широкого профиля: композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 г. 

Берлиоз – первый композитор французской национальной школы. Все его предшественники, писавшие оперы по-французски, были либо немцами, либо итальянцами.

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года на востоке Франции в городке Ла Кот – Сент-Андре. Он был первым ребенком в семье местного доктора, который всесторонне развивал сына, прививая ему интерес, в том числе и к музыке.

Детские годы Берлиоз провёл в провинции, где слышал народные песни и познакомился с древними мифами. В отличие от некоторых других известных композиторов того времени, Берлиоз не был вундеркиндом. Он начал заниматься музыкой в 12 лет, тогда же он стал писать небольшие композиции и аранжировки. Из-за запрета отца Берлиоз никогда не учился играть на фортепиано. Но зато в детстве Гектор овладел флейтой и гитарой, именно тогда были сочинены его первые романсы. Он изучал гармонию только по учебникам без преподавателя. 

Первой и последней любовью композитора была Эстелла Дюбёф (в замужестве Форнье). Молодые люди познакомились, когда Гектору было всего лишь 12, а его избраннице 17. Это всепоглощающее, но безответное чувство композитор пронесет через всю жизнь. В 1848 он, повинуясь порыву после посещения мест своего детства, отправил Эстелле трогательное письмо с выражением своих лучших чувств. Ответа на это письмо он не получил – возлюбленная давно была замужем. Но судьба распорядилась так, что они встретились еще раз на закате жизни. Берлиоз пришел к ней в дом 23 сентября 1864 года, спустя почти 40 лет после их последней встречи. Между ними завязалась активная переписка, но предложение вдове Форнье он так и не сделал, понимая, что она никогда его не примет.

Согласно биографии Берлиоза в 1821 году он отправляется в Париж учиться, но вовсе не в консерватории, а в Медицинской школе, поскольку отец видел в сыне продолжателя врачебной династии. Однако медицинские изыскания вызывали у студента Берлиоза не интерес, а отвращение. Отдушину он находил в Парижской опере, где его вдохновляли таланты Глюка и Спонтини. Он стал изучать партитуры полюбившихся опер, написал статью в журнал и вновь взялся за сочинительство. С 1823 года юноша берет частные уроки композиции, занимается самообразованием.

В 1824 году несмотря на возражение родителей, Гектор покидает Медицинскую школу, чтобы полноценно заняться музыкой. Родители восприняли этот шаг крайне негативно, отец значительно сократил его содержание, и молодой автор публично исполненной «Торжественной мессы» был вынужден зарабатывать себе на жизнь пением в хоре.  

 В конце 1827 года он посетил театр Одеон и увидел, как ирландская актриса Гарриет Смитсон исполнила роли Офелии и Джульетты в пьесах Шекспира «Гамлет» и «Ромео и Джульетта». Он был очарован актрисой. Гектор закидывал ее письмами, поджидал у выхода из театра, даже переехал в дом напротив ее гостиницы. В месяцы любовной лихорадки он написал «Фантастическую симфонию», посвятив ее своей звезде. Когда состоялась премьера, он послал ей билеты в ложу на одно из исполнений. Его ожидания были оправданы – Гарриет пришла. Только после этого он просит у нее разрешения представиться. Завязавшееся общение только распалило чувства композитора, он сделал своей пассии предложение. Луи Берлиоз жениться сыну запрещает, а мать – и вовсе проклинает. 

С 1828 года Берлиоз начал писать критические статьи о музыке и познакомился с популярными в то время писателями и музыкантами, такими как Виктор Гюго, Александр Дюма, Никколо Паганини, Жорж Санд. В 1828—1830 годах вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза — увертюры «Уэверли» и к опере «Тайные судьи», а также «Фантастическая симфония», после исполнения которой публика обратила внимание на молодого композитора. Симфония имела четко выраженное в музыке смысловое содержание и открыла эпоху программных произведений. В 1830-м году Берлиоз окончил консерваторию.  Тогда же была получена и престижная Римская премия, на средства которой он отправился учиться в Италию.  До этого Берлиоз три года подряд пытался получить премию, но каждый раз члены жюри отказывали ему, будучи озадачены. 

Будучи помолвлен с юной пианисткой Мари Мок, в Риме он получил известие о том, что его невеста разорвала помолвку и 5 апреля 1831 года вышла замуж за музыканта и издателя Камиля Плейеля, старшего сына и партнёра фабриканта музыкальных инструментов Игнаца Плейеля. Берлиоз планировал тройное убийство Мари, её матери и Камиля, затем намереваясь покончить с собой, для чего даже украл пистолеты — однако он отказался от своего плана на полпути в Париж, будучи в Ницце, где, по его словам, он провёл двадцать счастливейших дней своей жизни. Затем Берлиоз вернулся в Рим, дабы не потерять стипендию. Там он заинтересовался итальянской музыкой, встретился с Михаилом Глинкой, познакомился с произведениями Байрона.

По возвращении в Париж Берлиоз пишет вторую программную симфонию «Гарольд в Италии», в которой выразил впечатления от поездки в Рим. Произведение необычно редким выбором солирующего инструмента – альта, и создано по просьбе Никколо Паганини. Знаменитый скрипач так и не смог его исполнить, более того, показанная Берлиозом первая часть вовсе его не впечатлила. Но, услышав законченную симфонию позже, он был ею совершенно очарован. Премьера состоялась в 1834 году в Парижской консерватории 16 декабря 1838 года и после концерта, на котором Берлиоз дирижировал «Фантастической симфонией» и «Гарольдом», Паганини в слезах восторга целует ему руки. На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, где тот называет его преемником Бетховена, и чек на двадцать тысяч франков

Возвращение в Париж в 1833 году было ознаменовано свадьбой с актрисой Гарриетт Смитсон. Против этого брака была настроена вся семья Берлиоза, за исключением его младшей сестры Адели. Год спустя родился сын Луис, названный в честь отца композитора. Союз с эксцентричной ирландкой Смитсон, продлился 11 лет, а в 1854 Гарриетт скончалась.  Супруги расстались в 1844, но Берлиоз ухаживал за тяжело больной парализованной женой, оплачивая всех докторов и сиделок вплоть до самой ее кончины 8 лет спустя. 

В 1833 году Берлиоз возвратился во Францию, взяв с собой свои новые произведения — написанную в Ницце увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour à la vie» в жанре, названном им «мелолог» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись из Италии, он разворачивает активную деятельность дирижера, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции.

30-е – это симфонические годы в жизни маэстро. Его последние две симфонии появляются тогда же. В 1839 – «Ромео и Джульетта», в 1940 – «Торжественно-траурная симфония». Обе они отражают интерес своего создателя к большим театральным формам, который выльется в поистине масштабные работы на оперной сцене. Одной из первых стал «Бенвенуто Челлини», премьера которого состоялась в 1838 году. Эту оперу фактически пришлось писать дважды – в 1834 она была отвергнута дирекцией театра Опера-комик. В переработанном варианте она увидела сцену, но не была принята публикой и больше не ставилась вплоть до 1851 года, когда Ф. Лист, трепетно относившийся к творчеству своего друга, не убедил Берлиоза еще раз внести изменения для спектакля в Веймаре. Эта редакция и в дальнейшем стала наиболее востребованной постановщиками.

В 1837 Берлиоз представляет на суд публики свой Реквием, посвященный памяти жертв Июльской революции, участником которой был и он сам. В этом необычном сочинении органично сочетается мелодика революционных маршей и духовных песнопений. Оно требует грандиозного состава исполнителей, включающего расширенный оркестр и 200 хористов.

В 1841 году Берлиоз берет либретто Э. Скриба «Кровавая монахиня» и в течение нескольких лет пишет сцены для будущей оперы. По разным причинам сочинение продвигается плохо, и почти 6 лет спустя Скриб просит вернуть либретто, поскольку им заинтересовался другой композитор, Ш. Гуно. Попытки свести концы с концами путем заработка на музыкальной критике не оставляют Берлиозу времени на творчество. В первой половине 40-х появляется романс для скрипки с оркестром «Reverie et caprice», увертюра «Римский карнавал», Гимн Франции, Марш к последней сцене «Гамлета», «3 пьесы для органа Александра». Основной труд Берлиоза тех лет - «Трактат об инструментовке и оркестровке», вышедший в 1844 и до сих пор являющийся обязательной книгой для всех композиторов. Книга поистине совершила революцию в оркестровой технике. Во второе издание 1855 года была добавлена новая глава «Дирижер оркестра – теория его искусства».

Несмотря на активность в сочинении и дирижировании, основной доход Берлиозу приносила журналистика и музыкальная критика. Ради заработка он занял должность заместителя, а затем и библиотекаря Парижской консерватории. Опера «Осуждение Фауста» была написана за год на основе музыки более раннего произведения «Восемь сцен из «Фауста». Премьера в Опера-комик состоялась 6 декабря 1846 года. А 20 декабря был дан последний спектакль. Провал был сокрушительным не только для самолюбия автора, но и для его материального положения, еще больше вогнав Берлиоза в долги.  Настоящим спасением от банкротства стали два гастрольных тура по России – в 1847 и 1867-68 годах. Первый из них состоялся не без участия М.И. Глинки, с которым Берлиоз познакомился еще в Риме.

В 1848 году Берлиоз приступает к написанию своих «Мемуаров». Материала для них было достаточно, многие заметки о поездках и впечатлениях уже были им написаны и опубликованы в прессе. «Мемуары» стали книгой его жизни, он окончил их в 1865 году, в печати они вышли ограниченным тиражом. Массовое издание было осуществлено в 1870 году, уже после кончины автора. На рубеже 1850-х годов композитор дает свою трактовку духовной музыки. В 1849 написан Te Deum, в 1854 – оратория «Детство Христа». Оратория выросла по частям из разных набросков. Она стала одним из немногих произведений композитора, которых сопровождал успех уже с первого исполнения. В последующие годы композитор исполнял ее в концертах по всей Франции и за рубежом.

Будучи женатым, но не слишком счастливым человеком, Гектор знакомится с молодой певицей Марией Ресио, которая в 1841 году становится его любовницей. С 1842 года Мари сопровождает его во всех зарубежных гастрольных турах. После разрыва с женой он переезжает жить к Ресио, а в 1852, всего полгода спустя после смерти Гарриет, женится на ней. Сыну он пишет, что был обязан поступить именно так после 11 лет совместной жизни. В браке они прожили 10 лет, пока Мари не скончалась от сердечного приступа.

В 1856 году Берлиоз приступает к созданию ключевого произведения своей карьеры – опере «Троянцы». Либретто он пишет сам на основе хорошо знакомой ему с детства книги «Энеида» Виргилия. Работа была закончена в рекордные сроки – за два года. Идея автора была в том, чтобы создать великую французскую оперу, гранд-опера. В итоге получилось двухчастное сочинение общей длительностью более 5 часов. Парижская опера в течение пяти лет отвергала «Троянцев», и когда в 1863 году «Театр Лирик» дал согласие на постановку только второй части, «Троянцы в Карфагене», к тому же с многочисленными купюрами, Берлиоз сдался на милость судьбе. Опера в целом пришлась публике по душе и выдержала 21 представление. Ни первую часть «Падение Трои», ни тем более целую оперу маэстро так на сцене и не увидел. Мировая премьера полноценных «Троянцев» состоялась в 1906 году, а парижская - только в 2003.

Немногим более удачная судьба ждала его оперу «Беатрис и Бенедикт», основанную на шекспировском сюжете «Много шума из ничего». Оконченная в 1862, она была сразу показана в Баден-Бадене. Во Франции ее поставили только в 1880.

На закате жизни Берлиоза преследовали одни потери – в 1860 умерла младшая сестра Адель, в 1862 году - супруга, в 1864 – в возрасте 26 лет скончалась последняя возлюбленная, Амели,  а в 1867 Берлиоз лишился и единственного сына. После этой утраты пожилой маэстро так и не смог восстановиться. Он на три месяца едет на гастроли в Россию (ради российских гастролей в 1867 году композитор отклонил предложение компании Steinway выступить в Нью-Йорке за гонорар в 100 000 долларов), где с ним случаются первые приступы. 8 марта 1869 года он уходит из жизни в своей парижской квартире.