Главная

 

 

Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Белли́ни (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801, Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор, автор 11 опер.

Винченцо родился в портовом итальянском городке Катания у подножия вулкана Этна на острове Сицилия. Дед будущего всемирно известного оперного автора, Винченцо Тобио, был композитором и органистом, а его отец Розарио зарабатывал на жизнь игрой на органе на религиозных службах и преподаванием для детей аристократов. Происхождение обеспечило мальчику возможность обучаться музыке с детства. Уже с пяти лет Винченцо Беллини начал обучаться игре на фортепиано, его наставником стал дедушка, а в семь лет мальчик пишет свое собственное произведение – церковный гимн Tantum ergo. Но отдавать его в музыкальную школу возможности не было, поэтому до 14 лет он продолжал заниматься с дедом. К этому возрасту Винченцо уже был местной знаменитостью.

Однако, чтобы получить более серьёзное образование, требовались деньги.  В это время главой провинции Катания был назначен герцог Стефано Нотабартоло. Он прибыл в город вместе со своей супругой, знатная чета быстро узнала о ситуации, в которой оказался Беллини. К 1818 году он уже являлся автором нескольких произведений для оркестра и обладал репутацией способного юноши. Герцогиня и её супруг порекомендовали Винченцо обратиться с прошением Городской Совет. Просьба молодого человека была удовлетворена: ему назначили стипендию. Деньги, которые новоявленный студент получал в течение 4 лет, позволили ему переехать в Неаполь и поступить в консерваторию. Из Катании Беллини уезжал, заручившись не только финансовой поддержкой, но и рекомендательными письмами от членов коллегии интендантов.

Уже через год он блестяще выдержал промежуточный экзамен, который определял тех, кто будет продолжать обучение, а кто – нет. Винченцо не только был оставлен в учебном заведении, но и переведен на бесплатное обучение, что позволило ему освободить средства города, помочь своей семье и учиться дальше благодаря своему таланту. В консерватории Беллини учился у выдающегося педагога Зингарелли, который был очень строг с юношей и всегда ему советовал заниматься мелодией. За годы учебы он заставил ученика написать более 400 сольфеджио.  Именно Зингарелли поведал ему секрет композиторского мастерства: «Если Вы научитесь слышать мелодии, которые идут от сердца, и записывать их в максимально упрощенной форме, успех придёт. Вы станете композитором. Если не овладеете этим умением, всегда есть возможность стать приличным органистом в сельской глубинке».

В консерватории Беллини знакомится со своим будущим лучшим другом Меркаданте и будущим биографом – Флоримо. Годы учебы оказали серьезное влияние на юношу, тогда формируется его оригинальный музыкальный стиль. В 1824 году юноша вновь блестяще выдерживает очередной экзамен. Наградой за это стало не только улучшение условий проживания, но и возможность бесплатно посещать оперу дважды в неделю.

В годы учебы он впервые услышал итальянские оперы, которые произвели на него неизгладимое впечатление. После прослушивания «Семирамиды» Россини он на некоторое время утратил веру в свои способности, но скоро воспрял и воспринял творчество великого предшественника как вызов. Он начал работать над своей первой оперой «Адельсон и Сальвини» по французскому роману Арно. В 1825 году она была поставлена силами студентов и имела достаточно большой успех. Эту оперу прослушал Доницетти и дал произведению и ее автору очень высокую оценку. Выпускной экзамен из консерватории Беллини сдает, как всегда, блестяще и в награду получает контракт на написание оперы для театра. 

Карьера Беллини начинает развиваться, давая общественности повод для обсуждения нового феноменального таланта в области оперного искусства. С восторгом публика восприняла творение «Бьянка и Джернандо». Оперу, повествующую о придворной борьбе за власть, интригах и любви вопреки предрассудкам, включил в репертуар театр «Сан-Карло» в Неаполе.

Через год на право поставить на сцене новый оперный спектакль Беллини претендовал именитый театр в Милане «Ла-Скала». Для легендарной труппы автор к 1827 году написал оперу по тексту романтической трагедии Ч. Мэтьюрина «Пират». В 1829 году успех закрепила «Чужестранка». 

 С восторгом встречает публика спектакль «Капулетти и Монтекки» (1830), впервые поставленный на сцене венецианского театра Фениче. В этих произведениях нашли горячее и искреннее выражение патриотические идеи, созвучные новой волне национально-освободительного движения, начавшейся в Италии в 30-е гг. прошлого века. Поэтому многие премьеры опер Беллини сопровождались патриотическими манифестациями, а мелодии из его произведений напевали на улицах итальянских городов не только завсегдатаи театров, но и мастеровые, рабочие, дети.

Слава композитора еще больше упрочилась после создания опер «Сомнамбула» (1831) и «Норма» (1831), она выходит за пределы Италии. 

Незадолго до смерти Беллини переехал в Париж (1834). Там для Итальянского оперного театра он создал свое последнее произведение — оперу «Пуритане» (1835), о премьере которой дал блестящий отзыв Россини.

Его короткая, всего лишь десятилетняя (1825-35) композиторская деятельность стала особой страницей в итальянской опере. Всего за свою жизнь композитор написал 11 опер (опера «Эрнани» - 1830 не была окончена), не все из них были удачными. Так, «Заира» по В. Скотту была не особенно успешной. Виной тому слишком сжатые сроки, отведенные для работы, и трудности с либретто. Подобная судьба ожидала и оперу «Беатриче ди Тренда» по трагедии К. Фореса. Основные оперы Винченцо Беллини: «Норма», «Чужестранка», «Сомнамбула», «Пуритане» - до сих пор с успехом идут в разных театрах мира. Имя композитора стоит в одном ряду с такими великими итальянцами, как Россини и Доницетти. А Casta Diva Винченцо Беллини стала настоящим экзаменом для всех вокалисток мира. Это испытание проходят только лучшие певицы. Самой знаменитой исполнительницей роли Нормы стала Мария Каллас, она исполнила ее рекордное количество раз – 89.

На момент смерти Винченцо Беллини исполнилось 33 года, он умер в Париже и был похоронен изначально на одном из самых известных кладбищ Европы — Пер-Лашез. Легендарный некрополь оказался последним пристанищем для многих выдающихся деятелей разных сфер искусства. Только в 1876 году прах композитора был транспортирован на родину, в Катанию. В настоящее время он хранится в кафедральном соборе погибшей на Сицилии христианской мученицы Агаты.