Главная
<< назад
  • Армида

История создания

Создание «Армиды» относится, пожалуй, к самому счастливому и безоблачному периоду жизни композитора. Россини жил в то время в Неаполе. Уже были написаны и с восторгом приняты неаполитанской публикой «Елизавета, королева Англии», «Севильский цирюльник» и «Отелло». Счастлив был композитор и в личной жизни: он был влюблен – и не без взаимности – в певицу Изабеллу Кольбран. Через считанные годы композитору и певице суждено было стать супругами, а пока Россини писал ведущие партии в своих операх в расчете на вокальные возможности Кольбран – а они были выше всяких похвал. И поныне исполнение этих партий делает честь оперным певицам. Одной из этих опер стала «Армида».

Литературной основой оперы послужила поэма «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо, жившего и творившего в XVI столетии. Невозможно перечислить всех композиторов, которые обращались к этому источнику! Материал и впрямь благодатный: героические времена Первого крестового похода, восточная экзотика, любовь… Но, хотя сюжет вращается вокруг реальных событий, а среди героев есть исторические личности – Готфрид Бульонский, Танкред Тарентский – в поэме немало фантастического и даже сказочного. Именно такой эпизод лег в основу оперы Россиини – впрочем, до него к этой части поэмы обращались многие другие композиторы: Жан-Батист Люлли, Антонио Сальери, Кристоф Виллибальд Глюк, Йозеф Гайдн, а почти столетие спустя к этому сюжету обратился Антонин Дворжак (опера «Армида» стала его последним творением).

Либретто Джованни Шмидта основано на поэме Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим», посвященной завоеванию этого столь востребованного города участниками Первого крестового похода, впрочем, история у Тассо изложена почти, как у Вольтера в «Танкреде», более чем приблизительно, и смешана с вымыслом. В либретто использована только та часть поэмы, которая касается Армиды. 

Премьера «Армиды» состоялась в ноябре 1817 года, ознаменовав открытие театра «Сан-Карло», восстановленного после пожара. Заглавную роль исполнила, разумеется, Изабелла Кольбран.

«Армида» не принадлежит к числу часто исполняемых опер Россини, ведь постановка ее – задача нелегкая. Трудности связаны не только со сложной партией главной героини, но и с шестью теноровыми партиями, каждая из которых при сравнительно малом объеме предъявляет весьма высокие требования к исполнителю. Эту проблему по-особому решили на мировой премьере: двум тенорам пришлось исполнить по две партии (один пел Джернандо и Убальдо, другой – Карло и Гоффредо), благо эти персонажи последовательно присутствуют не более чем в одном акте. Но каждая постановка «Армиды» становится примечательным событием в музыкальном мире.