Главная

Кла́удио Монтеве́рди (полное имя Клаудио Джованни Антонио Монтеверди, итал. Claudio Giovanni Antonio Monteverdi; 9 мая 1567, Кремона (крещён 15 мая 1567 года) — 29 ноября 1643, Венеция) — итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Творчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди — одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди — истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить в музыке трагическое, ощущение жизни, приблизиться к постижению ее правды, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров.

9 мая 1567 года в североитальянском городе Кремона в семье врача родился первенец, которого крестили именем Клаудио. Мальчик оказался музыкально одарен и поступил в ученики к капельмейстеру Кремонского кафедрального собора Маркантонио Индженьери. В пятнадцать лет Клаудио посвятил учителю первое издание своих мотетов.  Он обучался композиции, пению, игре на струнных инструментах. К тому времени, когда он получил свою первую должность, у него уже было выпущено несколько сборников.

Очень быстро Монтеверди стал известен не только в родном городе, но и во всех соседних – Брешии, Вероне, Милане, Венеции.  С 1590 г. Монтеверди — на службе в придворной капелле герцога Мантуанского (сначала в качестве оркестранта и певца, а затем и капельмейстера). Пышный, богатый двор Винченцо Гонзага привлекал лучшие художественные силы того времени. По всей вероятности, Монтеверди мог встречаться с великим итальянским поэтом Т. Тассо, фламандским художником П. Рубенсом, членами прославленной флорентийской камераты, авторами первых опер — Я. Пери, О. Ринуччини. Сопровождая герцога в частых путешествиях, военных походах, композитор побывал в Праге, Вене, Инсбруке, Антверпене. 

В 1599 году Клаудио женился на певице Клаудии де Каттанес, у пары родилось трое детей: два сына и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. К сожалению, семейное счастье было прервано в 1607, когда супруга внезапно умерла.

В феврале 1607 в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Мрнтеверди - "Орфей" (либретто Алессандро Стриджо). "Орфей" отличается удивительным для раннего произведения богатством выразительных средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. (Монтеверди и Стриджо сохранили трагический вариант развязки мифа — Орфей, покидая царство мертвых, нарушает запрет, оглядывается на Эвридику и теряет ее навсегда.) Эта опера прославилась во всей Европе и исполняется до сих пор.  До нашего времени сохранилась всего одна сцена из второй оперы Монтеверди — «Ариадна» (1608). Это знаменитый «Плач Ариадны» («Дайте мне умереть...»), послуживший прообразом множества арий lamento (арий жалобы) в итальянской опере. (Плач Ариадны известен в двух вариантах — для голоса solo и в виде пятиголосного мадригала.)

В это же время двор Гонзаги начал испытывать финансовые сложности. Монтеверди поехал в родную Кремону, но герцог пытался его вернуть, предлагая щедрое жалование. Хотя композитор и понимал, что необходимо искать другой путь развития, альтернативы пока не было, и он продолжил работу в Мантуе вплоть до смерти герцога в 1612 году. Последующие события были также безрадостны – новый герцог уволил Монтеверди, в Кремону пришлось вернуться без гроша в кармане.

В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Это был первый по значимости музыкальный пост в католическом мире за пределами Ватикана. Тем не менее, состояние музыки в этом соборе было плачевным из-за финансовых махинаций предшественника Монтеверди. Монтеверди приступил к реорганизации музыки в соборе: он купил новые музыкальные произведения для церковной библиотеки и пригласил новых музыкантов, а также сам сочинял музыку для многочисленных церковных праздников. Он делал свою работу хорошо и в 1616 его зарплата была увеличена до 400 дукатов. В 1610 он пишет две выдающихся работы: мессу «Во время оно» и «Вечерню Блаженной Девы», в которых использует новые приемы композиции. До того как мир узнал Баха, «Вечерня» Монтеверди была, бесспорно, самым выдающимся произведением духовной музыки.

Герцог Мантуи, возможно, очень жалел о том, что потерял такого музыканта, он просил Монтеверди писать музыку для него, и так как Монтеверди оставался его подданным, ему пришлось подчиняться и он иногда писал музыку для важных событий в Мантуе. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам.

Старший сын композитора, Франческо, учился в Падуе и Болонье на юридическом факультете, однако, страсть к музыке оказалась сильнее, и в 1623 году он приехал к отцу на службу в хор собора Сан-Марко. Младший сын, Массимилиано, продолжал другую семейную профессию и учился на медика, но был схвачен инквизицией за чтение запрещенных книг. Отцу потребовалось немало усилий и денег, чтобы юноша избежал пыток и гонений.

В начале 1630-х в Венецию пришла чума, уничтожившая треть населения города, в адском костре страшной болезни Монтеверди потерял младшего брата, Джулио Чезаре. В этот же период композитор становится священником, принимая сан.

Одно из оригинальнейших произведений этих лет — драматическая сцена «Поединок Танкреда и Клоринды» на текст из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», соединившая чтение (партия Рассказчика), актерскую игру (речитативные партии Танкреда и Клоринды) и оркестр, который живописует ход поединка, раскрывает эмоциональный характер сцены. В связи с «Поединком» Монтеверди писал о новом стиле concitato (возбужденном, взволнованном), противопоставляя его господствовавшему в то время «мягкому, умеренному» стилю.

Остроэкспрессивным, драматическим характером отличаются и многие мадригалы Монтеверди (в Венеции был создан последний, восьмой сборник мадригалов, 1638). В этом жанре многоголосной вокальной музыки сформировался стиль композитора, произошел отбор выразительных средств. Особенно оригинален гармонический язык мадригалов (смелые тональные сопоставления, хроматические, диссонирующие аккорды и т. п.). 

В 1637 году в Венеции открылся Сан-Кассиано – первый общедоступный театр в Европе. В городе началась настоящая «оперная лихорадка»: один за другим открывались театры, развивалось постановочное мастерство и сценография и, разумеется, особенный подъем испытывало композиторское искусство. Творческая волна не оставила в стороне и 70-летнего маэстро Монтеверди: именно в этот период после значительного перерыва рождаются три его оперы – «Возвращение Улисса на родину», «Свадьба Энея и Лавинии» (две последние оперы не сохранились).

В 1642 г. в Венеции была поставлена «Коронация Поппеи» Монтеверди (либретто Ф. Бузинелло по «Анналам» Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица — римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель — философ Сенека. Многое в «Коронации» наводит на аналогии с трагедиями гениального современника композитора — В. Шекспира. В отличие от более поздних композиторов, Монтеверди не разделял партии по типу голосов. Все главные партии «Коронации Поппеи», за исключением Сенеки, были написаны для сопрано. Мужские роли часто исполняли кастраты, поющие в той же тесситуре. Эти традиции в современных постановках не находят продолжения, для большей достоверности мужские партии исполняют тенора.

Творчество Клаудио Монтеверди отделено от нас несколькими столетиями, большую часть которых его работы были в забвении. Отсутствие полноценных авторизованных рукописей породило множество сомнений в подлинности произведений, которые было принято считать монтевердиевскими. Основные баталии развернулись вокруг двух последних из дошедших до нас работ композитора – «Возвращения Улисса на родину» и «Коронации Поппеи». Их судьба была очень схожей – после нескольких исполнений в 17 веке оперы считались утраченными, пока столетия спустя не были найдены рукописи. В случае с «Улиссом» подлинность находки сразу поставили под сомнение – партитура была неполной и во многих случаях не соответствовала сохранившемуся либретто, а также стилистически отличалась от «Коронации Поппеи», написанной всего тремя годами позже. В середине 20 века благодаря косвенным историческим свидетельствам рукописи были утверждены, как принадлежащие перу Монтеверди, и опера стала появляться на сценах лучших театров мира.

Клаудио Монтеверди умер в Венеции 29 ноября 1643 и был похоронен в базилике Фрари, рядом с могилой художника Тициана.